23 April 2009, 18:49
Кризис разворачивает позиции. Прогноз на май
Оптовый рынок
Старт росту цен, как по команде, был дан сразу после обнародования апрельских закупочных цен на нефть. За одну неделю цены подпрыгнули, в среднем, на 10%. К третьему апреля оптовые цены достигли максимальных значений и, упершись в низкий спрос, покатились вниз.
Поддержать внутренние оптовые цены могли бы активные экспортные поставки, но и на западных площадках, несмотря на относительно стабильные котировки, отсутствует спрос. На этом фоне впервые прослеживаются элементы конкуренции между нефтяными компаниями в Московском регионе, что необычно для нашего рынка. Во все времена на оптовом рынке главенствующую роль, как правило, занимали Продавцы, а Покупатели выступали в роли просителей. Кризис разворачивает позиции.
Снижение цен продлится и в апреле и в мае. Основанием к такому сценарию являются следующие факторы. На внутреннем рынке в начале недели началась торговля нефтью. Первые сделки прошли по ценам 6500 и 6550 р/тн, что на 7% ниже апрельской цены. Второй фактор — это увеличение экспортной пошлины с первого мая на светлые нефтепродукты – почти на 19 долларов за тонну. И, наконец, нет признаков оживления экономики, что останется главным фактором давления на оптовые и розничные цены в обозримом будущем.
До каких уровней будут снижаться цены? Можно почти уверенно прогнозировать снижение оптовых цен на бензины до мартовских уровней:
— бензин Аи-95 17500-17800 р/тн;
— бензин Аи-92 15800-16000 р/тн;
— бензин Аи-80 14800-15000 р/тн;
Что касается дизельного топлива, то у него нет значительного потенциала к снижению. Эквивалентная экспортная цена в Балтийском направлении по апрельским фьючерсам не превышает 12500 р/тн. И, если внешние котировки на Gasoil сохранятся, то потенциал к снижению внутренней цены заложен только в повышенной экспортной пошлине. Цена дизельного топлива уже сегодня составляет 13300 р/тн и, по логике, не должна опуститься ниже 13000 р/тн. Если такая угроза возникнет, то нефтяные компании пойдут на снижение объемов нефтепереработки адекватно спросу, восстанавливая «справедливые» цены.
Розничный рынок
Виктор Костюков, специально для Oil.Эксперт
Дизельное топливо снова стало стоить дешевле бензина, что вполне логично.