19 June 2009, 14:19
Цены на дизельное топливо споткнулись на экспорте?
Наши читатели все чаще задают вопрос: почему так резко выросли оптовые цены на бензины, а дизельное топливо значительно отстает от темпов роста бензиновых цен?
Действительно, такой перекос заметен. Так, например, за период, начиная с мая, оптовые цены на Московском рынке выросли в следующей пропорции:
Аи-95 — на 33%;
Аи-92 — на 45%;
Аи-80 — на 35%;
ДТ (Л-0,2-62) — на 15%.
Аи-92 — на 45%;
Аи-80 — на 35%;
ДТ (Л-0,2-62) — на 15%.
Рост цен на бензины обусловлен двумя базовыми факторами: первый – это возросшая цена внутренней нефти, поступившей на переработку и повышенный сезонный спрос. Причем, потребителями бензинов на 90% является частный сектор, малочувствительный к колебаниям цены на АЗС. Да и повода волноваться частникам нефтяные компании пока не давали. За этот же период времени цены бензинов на АЗС возросли только на (0,8-1,2)%. Рентабельность продаж бензинов на АЗС приблизилась к нулю и поэтому основное движение вверх розничных цен нас ждет в ближайшие две-три недели.
Привычный для участников Московского рынка алгоритм ценообразования на дизельное топливо, основанный на формуле: цена экспортной альтернативы плюс две тысячи рублей за тонну, не соответствует реальности. Начиная с 10 июня, экспортная альтернативная цена достигла 15400 р/тн, что должно соответствовать цене внутреннего рынка 17200-17500 р/тн. Что же происходит? Что сдерживает нефтяников от привычной схемы переориентации на экспорт, как только внутренние цены приближаются к экспортным?
Цена внутреннего рынка формируется на основе двух основных факторов. Первый — это низкий спрос со стороны корпоративных потребителей – строителей, грузоперевозчиков. По нашим данным, оборот по дизельному топливу с января 2009 года снизился на 20% и продолжает снижаться.
Второй, неожиданный фактор, предположительно, заключается в том, что объем экспорта снизился из-за введенного Европой с 2009 года повышенного экологического требования к содержанию серы – не более 0,1%. Отечественные НПЗ в период с мая по 01 июня переключились на сдачу в экспортную «трубу» топлива по содержанию серы, соответствующего этому требованию. Однако совокупные производственные мощности отечественных НПЗ с устаревшей технологией не позволяют весь ДТ производить с серой до 0,1%. Остатки топлива с серой от 0,1% до 0,2% невостребованные Европой, вывалились на внутренний рынок. Именно этот избыток и снижающийся спрос сдерживают рост внутренних цен на дизельное топливо.
Относительно вышеизложенного предположения в нашей компании развернулись жаркие споры. В этой связи, просим наших читателей высказать, по возможности, собственные соображения — подтвердить или опровергнуть наши предположения относительно сложившихся оптовых цен на дизельное топливо.
Виктор Костюков, главный эксперт в ЗАО «Алгоритм. Топливный интегратор»
РТС делает вторую попытку организовать торговлю фьючерсами на дизельное топливо. Спецификации контрактов прежние: поставочные фьючерсы, базис — ЛПДС «Володарская». Никакой работы над ошибками не заметно.
Сергей, а в чем на ваш взгляд заключаются ошибки? Почему в прошлый раз не пошло?
Я не специалист по организации биржевой торговли. Но ошибки, несомненно были допущены, ведь прежний контракт не вызвал интереса. Вот и с новым контрактом тоже нет сделок.
На мой взгляд, конракт на дизельное топливо должен быть расчётным, а не поставочным. Да и базис можно выбрать поинтереснее.
На Володарке много игроков, сделки заключаются ежедневно, крупные объемы топлива. Что вы подразумеваете под интересным базисом?
Чтобы знать, какой базис будет интересен участникам рынка, надо понять, на кого рассчитан этот контракт. Должна же была биржа провести консультации с теми, кто намерен совершать сделки, найти маркетмейкеров. Хотя бы на начальном этапе кто-то должен ведь поддерживать котировки?
Я полагаю, что если в первый раз контракт оказался неудачным, то должны были последовать какие-нибудь изменения. Пока всё по-прежнему: сделок нет, стакан пустой.
Возможно, у РТС есть какие-то стратегические планы относительно этого контракта, которые она просто ещё не успела воплотить. Прошло всего несколько дней, посмотрим, что будет дальше.
А давайте редакцию попросим осветить «второе пришествие»?
Теме интересная, хотелось бы узнать подробности. Почему РТС решила возобновить обращение этих контрактов? Почему нет никаких изменений по сравнению с прежней попыткой, признанной неудачной?