Наши читатели все чаще задают вопрос: почему так резко выросли оптовые цены на бензины, а дизельное топливо значительно отстает от темпов роста бензиновых цен?
Действительно, такой перекос заметен. Так, например, за период, начиная с мая, оптовые цены на Московском рынке выросли в следующей пропорции:
Аи-95 — на 33%;
Аи-92 — на 45%;
Аи-80 — на 35%;
ДТ (Л-0,2-62) — на 15%.
Рост цен на бензины обусловлен двумя базовыми факторами: первый – это возросшая цена внутренней нефти, поступившей на переработку и повышенный сезонный спрос. Причем, потребителями бензинов на 90% является частный сектор, малочувствительный к колебаниям цены на АЗС. Да и повода волноваться частникам нефтяные компании пока не давали. За этот же период времени цены бензинов на АЗС возросли только на (0,8-1,2)%. Рентабельность продаж бензинов на АЗС приблизилась к нулю и поэтому основное движение вверх розничных цен нас ждет в ближайшие две-три недели.
Привычный для участников Московского рынка алгоритм ценообразования на дизельное топливо, основанный на формуле: цена экспортной альтернативы плюс две тысячи рублей за тонну, не соответствует реальности. Начиная с 10 июня, экспортная альтернативная цена достигла 15400 р/тн, что должно соответствовать цене внутреннего рынка 17200-17500 р/тн. Что же происходит? Что сдерживает нефтяников от привычной схемы переориентации на экспорт, как только внутренние цены приближаются к экспортным?
Цена внутреннего рынка формируется на основе двух основных факторов. Первый — это низкий спрос со стороны корпоративных потребителей – строителей, грузоперевозчиков. По нашим данным, оборот по дизельному топливу с января 2009 года снизился на 20% и продолжает снижаться.
Второй, неожиданный фактор, предположительно, заключается в том, что объем экспорта снизился из-за введенного Европой с 2009 года повышенного экологического требования к содержанию серы – не более 0,1%. Отечественные НПЗ в период с мая по 01 июня переключились на сдачу в экспортную «трубу» топлива по содержанию серы, соответствующего этому требованию. Однако совокупные производственные мощности отечественных НПЗ с устаревшей технологией не позволяют весь ДТ производить с серой до 0,1%. Остатки топлива с серой от 0,1% до 0,2% невостребованные Европой, вывалились на внутренний рынок. Именно этот избыток и снижающийся спрос сдерживают рост внутренних цен на дизельное топливо.
Относительно вышеизложенного предположения в нашей компании развернулись жаркие споры. В этой связи, просим наших читателей высказать, по возможности, собственные соображения — подтвердить или опровергнуть наши предположения относительно сложившихся оптовых цен на дизельное топливо.
Виктор Костюков, главный эксперт в ЗАО «Алгоритм. Топливный интегратор»