Война ФАС против нефтяников принимает неожиданный оборот

Война ФАС против нефтяников за цены на бензин принимает неожиданный оборот. Устав от вертикально интегрированных нефтяных холдингов, которые всегда могут доказать, что их цены на топливо самые справедливые и экономически обоснованные, правительство задумалось над строительством независимых нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
Как заявил журналистам замглавы ФАС Анатолий Голомолзин, в кабинете министров обсуждается возможность выделения бюджетных средств на строительство независимых от крупных нефтяных компаний НПЗ.
«Правительство в рамках программы мер обсуждает необходимость создания независимых от вертикально интегрированных компаний НПЗ, и даже обсуждаются вопросы о выделении на эти нужды средств бюджета и соответствующих других фондов», — заявил А.Голомолзин.
Ранее в ходе очередных «бензиновых» разбирательств антимонопольщики предложили разделить розничную торговлю бензином и переработку и добычу нефти, ограничив, таким образом, деятельность крупных нефтекомпаний. Проще говоря, ФАС предложила отнять у них АЗС. Причина этого проста: почти во всех регионах России, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, конкуренции рынке топлива почти нет. В каждом регионе есть доминирующая компания, которая фактически может регулировать цены по своему усмотрению. Монополисты злоупотребляют своим положением, устанавливая высокие цены на нефтепродукты как в оптовом, так и в розничном звене, что, естественно, не нравиться ФАС.
ФАС в прошлом году уже штрафовала «Газпром нефть», «ТНК-BP», «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть», но даже эти сравнительно небольшие штрафы компании оспаривают в суде.
Тогда антимонопольщики предложили способ окончательно решить проблему: необходимо принципиально изменить структуру бизнеса ВИНК, выделив из их состава компании-владельцев АЗС и обособив этот бизнес от остальных видов деятельности нефтяных компаний.
Но видимо теперь у антимонопольщиков есть другая идея — подправить ситуацию не в конечном звене цепи, а в среднем, в переработке черного золота. Ведь сейчас те немногие независимые АЗС страдают как раз оттого, что ФАС требует снизить цены на бензин, угрожая санкциями, но НПЗ и не думают продавать свой оптовый товар дешевле, чем раньше.
Если с НПЗ, принадлежащим крупным нефтекомпаниям, будут конкурировать независимые заводы, жизнь розничных торговцев бензином может стать проще. А уж если эти НПЗ будут государственными, и идея воплотится в жизнь, как задумывалось, ФАС сможет праздновать победу.
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
12 комментариев
  1. ФАС занялась не своим делом.
    Кто будет управлять этими НПЗ? Где найти деньги на их строительство? Кто будет поставлять сырьё? Зачем вообще России новые НПЗ, если существующие загружены не полностью, а добыча сырья снижается?

  2. Думаю, что вариант интересный, только маловероятный. Управлять, скорей всего, поставлена была бы специальная госкомпания. Жаль только жить в эту пору прекрасную уж не придется…

    1. У «Роснефти» 7 заводов — чем не сеть государственных НПЗ?

      1. Однако же они как-то не особо регулируют рынок, раз ФАС столько дел возбуждает?

        1. А как они должны регулировать рынок? Дефицита топлива в стране нет, цены низкие.
          ФАС возбуждает дела не потому, что рынок плох, а потому что у ФАС работа такая.

          1. ну как раз возбуждением дел, штрафами ФАС и пытается регулировать рынок,потому что других инструментов регулирования нет, но это не есть хорошо. Эту функцию регулятора могла бы взять на себя сеть государственных НПЗ.
            И розничные цены существенно упали после того как дела были возбуждены в отношении очень многих компаний.
            А работа ФАС не возбуждать дела, а регулировать законность рынка.

          2. Да, цены снизились. Действия ФАС привели к тому, что нефтяные компании стали продавать топливо по необоснованно низким ценам. Конечно, участники рынка боятся ФАС.

  3. Предложение ФАС о создании независимых от ВИНКов НПЗ давно назревшая тема в плане формирования внутреннего рынка нефтепродуктов и, соответственно, рыночных цен. Естественно, мы понимаем, что уже завтра эти НПЗ не вырастут, как грибы после дождя. Но важно другое, в правительстве поняли, что административными мерами бороться с монополизмом ВИНКов неэффективно и на уровне правительства такой программе будет оказана поддержка. Здесь же уместно напомнить и о независимых малых и средних газанефтедобывающих компаниях, котрорые испытывают в настоящее время трудности со сбытом нефти и, соответственно могут быть потенциальными поставщиками для новых НПЗ.
    Создание независимыз НПЗ — это хорошее начало к созданию конкурентной среды в нефтепереработке и формированию реального рынка нефтепродуктов в России.

  4. Сколько сырья на переработку могут поставить независимые малые и средние газанефтедобывающие компании? Не больше, чем 1 млн тонн в месяц. Это загрузка одного большого НПЗ или двух маленьких. ВИНКи не станут поставлять сырьё на эти НПЗ, им свои мощности загружать надо. Так что предложение ФАС надо переформулировать на «создание независимого (в единственном числе) НПЗ».

  5. Согласен, более 1 млн. тонн в месяц АссоНефть не потянет, но Ваше утверждение, что ВИНКи не станут поставлять нефть не очевидное, ведь сейчас поставляют на независимую от ВИНКов Уфу. И далее будут поставлять, да еще и по конкурсу.
    ВИНКи тоже заинтересованы в строительстве современных НПЗ с глубокой переработкой нефти. И, представляется, строительство нового НПЗ более продуктивно, чем постоянно модернизировать «кастрюли» пятидесятилетней давности.

  6. Непонятно, почему ФАС считает нынешние цены на топливо завышенными.

    1. Они считают рост опта и рост розницы, сравнивают два показания и, если розница росла быстрее — то цены завышены. В этом случае розница падала медленнее опта…

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Нефть. Цены по сортам на 5 ноября 2024
Пик спроса на нефть не наступит — благодаря тому, что мировая экономика продолжает расти и несмотря на определенные трудности, с которыми сталкивается нефтяной рынок.
Газовый кризис в Европе
Год назад европейские политики заявили, что газовый кризис, вызванный почти полным прекращением поставок из России, закончился. ЕС обратился к альтернативным поставщикам природного газа, уверяя, что его будет достаточно для предотвращения дефицита и резкого роста цен. Теперь эти заверения кажутся преждевременными.