Война ФАС против нефтяников за цены на бензин принимает неожиданный оборот. Устав от вертикально интегрированных нефтяных холдингов, которые всегда могут доказать, что их цены на топливо самые справедливые и экономически обоснованные, правительство задумалось над строительством независимых нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).
Как заявил журналистам замглавы ФАС Анатолий Голомолзин, в кабинете министров обсуждается возможность выделения бюджетных средств на строительство независимых от крупных нефтяных компаний НПЗ.
«Правительство в рамках программы мер обсуждает необходимость создания независимых от вертикально интегрированных компаний НПЗ, и даже обсуждаются вопросы о выделении на эти нужды средств бюджета и соответствующих других фондов», — заявил А.Голомолзин.
Ранее в ходе очередных «бензиновых» разбирательств антимонопольщики предложили разделить розничную торговлю бензином и переработку и добычу нефти, ограничив, таким образом, деятельность крупных нефтекомпаний. Проще говоря, ФАС предложила отнять у них АЗС. Причина этого проста: почти во всех регионах России, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, конкуренции рынке топлива почти нет. В каждом регионе есть доминирующая компания, которая фактически может регулировать цены по своему усмотрению. Монополисты злоупотребляют своим положением, устанавливая высокие цены на нефтепродукты как в оптовом, так и в розничном звене, что, естественно, не нравиться ФАС.
ФАС в прошлом году уже штрафовала «Газпром нефть», «ТНК-BP», «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть», но даже эти сравнительно небольшие штрафы компании оспаривают в суде.
Тогда антимонопольщики предложили способ окончательно решить проблему: необходимо принципиально изменить структуру бизнеса ВИНК, выделив из их состава компании-владельцев АЗС и обособив этот бизнес от остальных видов деятельности нефтяных компаний.
Но видимо теперь у антимонопольщиков есть другая идея — подправить ситуацию не в конечном звене цепи, а в среднем, в переработке черного золота. Ведь сейчас те немногие независимые АЗС страдают как раз оттого, что ФАС требует снизить цены на бензин, угрожая санкциями, но НПЗ и не думают продавать свой оптовый товар дешевле, чем раньше.
Если с НПЗ, принадлежащим крупным нефтекомпаниям, будут конкурировать независимые заводы, жизнь розничных торговцев бензином может стать проще. А уж если эти НПЗ будут государственными, и идея воплотится в жизнь, как задумывалось, ФАС сможет праздновать победу.