Независимые АЗС обречены на вымирание!
По мнению экспертов, на внутреннем рынке нефтепродуктов сложился «искусственный дефицит». В условиях увеличения налоговой нагрузки, отсутствия конкуренции и низкой эффективности отечественных НПЗ, цены на топливо просто обречены на рост.
На внутреннем рынке нефтепродуктов сложился «искусственный дефицит», считают участники рынка. Аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков полагает, что перебои с нефтепродуктами обусловлены постоянным неумелым вмешательством государства в процессы ценообразования на внутреннем рынке, отсутствием конкуренции, искусственно ограниченным предложением и ростом налогов на топливо.
Правительство получило предложения по регулированию рынка автобензина и дизтоплива еще в 2008 году, но ряд мер по изменению налогообложения не пропускает Минфин, отмечает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России, генеральный директор «ИнфоТЭК-Терминал» Рустам Танкаев: «Если бы предложения были приняты, сейчас бы не было дефицита автобензина, а цена на бензин для населения была бы на 20%-25% ниже».
В свою очередь, заместитель генерального директора «Алгоритм. Топливный Интегратор» Виктор Костюков считает, что дефицит бензина обусловлен низкой эффективностью отечественных НПЗ и высокой степенью роста российского автопарка: «Отрасль вошла в зону хронического дефицита производства относительно спроса».
Ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов уверен, что только развитие конкуренции способно изменить текущую ситуацию: «Если у потребителя будет реальный выбор, где заправляться на АЗС ВИНК или на независимой АЗС, если сами нефтяники и нефтепереработчики будут зависеть от того, сколько людей к ним придёт и сколько денег оставит, то тогда они предложат и наилучшие цены и наилучший сервис, в противном случае они не выживут».
Совершенно очевидно, что без конкуренции не может быть рынка, поэтому о полноценной независимости говорить не приходится, соглашается с коллегой г-н Крюков: «Если ВИНК не справляются с обеспечением топливом всего внутреннего рынка, а не только своих АЗС, то, наверное, надо передать эти функции тем, кто с этим лучше справится. Независимые добывающие компании должны иметь собственную переработку. Надеюсь, у государства рано или поздно такое понимание сформируется».
Сейчас независимые АЗС могут получать прибыль только от использования «серых» схем. При легальной работе они должны получать убыток. Так что пусть лучше АЗС переходят под контролль ВИНК, качество топлива будет выше.