ФАС: Наши инициативы по отделению нефтепереработки от сбыта не приведут к росту цен
Крупные нефтяные компании могут держать цены на своих АЗС ниже, потому что могут смириться с убытками. А вот для региональных компаний это смерть, заявил заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин.
— Как правило, нефтяные компании продают топливо не напрямую с НПЗ, а через свои сбытовые подразделения, — заявил он «Известиям», — Наши инициативы по отделению нефтепереработки от сбыта не приведут к росту цен. Наоборот, это создаст равные условия для конкуренции.
И все же при таком раскладе цены почти наверняка вырастут, предупреждают эксперты. Опускать цены может крупная компания, а каждый небольшой, но независимый хозяин не захочет терять свою прибыль.
С одной стороны, их предложения фактически ведут к «советскому» контролю за ценами. Боюсь, это тупиковый путь, который лишит игроков заинтересованности в результатах и через некоторое время приведет к дефициту топлива. По такому пути несколько лет назад пошли в Казахстане. Сначала там установили верхнюю планку цен на бензин, это вылилось в сокращение рентабельности и, наоборот, разорению мелких компаний, — говорит начальник аналитического департамента инвесткомпании «Универ Капитал» Дмитрий Александров, — С другой стороны, если отделить сети АЗС от крупнейших компаний, то розничная цена вырастет. Я бы посоветовал сосредоточить усилия государства на облегчении доступа к трубе и развивать торговлю нефтью и нефтепродуктами на биржах.
Снизить цены на бензин можно только одним способом — уменьшив долю налогов в цене на бензин, всё остальное — пустая болтовня.
Анатолий Николаевич, к снижению цен данные меры тоже не приведут!
Модель разделения бухгалтерского учета ведется внутри холдинга, и у руководства нет мотивации повышать капитализацию своих розничных подразделений и становится открытыми компаниями.
Абсолютно пустая идея ФАС, связанная с мифическим разделением. Никто из сотрудников ФАСа не сможет без привлечения аудиторской компании разобраться с балансовой стоимостью передаваемого «из рук в руки» внутри одного холдинга продукта. В данном деле нужен всего лишь один хороший финансист, который правильно! построит схему финансовых потоков.
И не нужно притягивать за уши очередную идею, как и с одной биржей-панацеей!
Похоже, что ФАС получил «щелчок по носу» с последней ситуацией на бензиновом рынке! Кстати, топливо в сибирском федеральном округе так и не появилось на независимых АЗС. Значит ФАС очень тонко своими действиями помогает монополизировать розничный сектор нефтепродуктов, только все Ваши взятки в сто кратном соотношением ударили по простому потребителю. И похоже, что сценарий только начинает развиваться.
Схематически: слева — производители нефтепродуктов, справа — АЗС, посрединке — аутсорсинговая компания под надзором-руководством Государства, занимающаяся контролем за ценами. И найти альтернативу «советскому» контролю.
Игорь Иванович Сечин похоже совсем хочет добить независимый сектор.
Теперь речь идет о прямом регулировании на нефть. «»Если мы в течение мониторинга, который мы проводим… не увидим стабилизации, будем вводить дополнительные меры, в первую очередь для сырья», — заявил Сечин на совещании по вопросам работы ТЭК» (http://www.rian.ru/economy/20110505/371088320.html)
Что такое независимый сектор и с кем он ест?)))
Дай Боже, максимально тщательный мониторинг провести, и сделать правильные выводи, и принять адекватные меры!
Почему создаются покрышки.
Не проще ли осуществлять поставку непосредственно с первоисточника, а не создавать дополнительные инфраструктуры. Которые создают дополнительную добавочную нагрузку для потребителя, а если называть вещи своими именами, то это классические посредники.
В этой финансовой структуре выигрывает холдинг, с одной стороны дробя налоговые нагрузки, а с другой увеличивая свою доходную часть на каждом этапе формирования добавочной стоимости.
И на какой лад это нужно.
По-моему мнению, есть оптимальное соотношение между специализацией и универсализмом в производстве. Спасет ли Россию голая специализация или голый универсализм? :-)
Холдинг эффективнее мелких независимых предприятий, хотя бы за счёт того, что меньше посредников принимает участие в перемещении товара.
А в чем холдинг лучше для потребителя, чем те же мелкие независимые предприятия. Скорей для самих учредителей. И собственно для чего он создаются и что есть холдинг. Да и холдинг не как не влияет на цепочку посредников в перемещении товара. А мне как потребителю без разницы кто произвел собственно товар, так как критерии предъявляются к качеству и цене, а не тому, кто это сделал.
Для потребителя крупный холдинг лучше хотя бы тем, что в нём обеспечивается лучший контроль качества продукции. Крупные производители дорожат репутацией в отличие от фирм-однодневок. Кроме того, за счёт масшатаба снижаются издержки, а значит — цена.
Сергей, не стройте иллюзий! Холдинги продают право торговать региональным АЗС под собственной маркой, абсолютно не выполняя свои условия по поставке! Их задача макимальное извлечение прибыли! Вы иногда смотрите в чек, какое ИЧП Вас заправило под маркой известной нефтяной компании. Хоть я и отрицательно отношусь к компании «Роснефть», тем не менее только они контролируют качество нефтепродуктов на заправках со своим имененм. А остальным далеко наплевать на Ваш автомобиль. Вы для них только песчинка статистики в их объемах продаж!
Константин, вы ошибаетесь. Посмотрите, например, чёрный список АЗС, составляемый Департаментом природопользования и охраны окружающей среды Москвы. Часто ли в нём встречаются АЗС больших компаний?
Сергей, по-моему Вы вообще не в рынке! Где на Ваш взгляд сейчас оказалась сеть заправочных станций «Кедр-М»? У них что, управляющие поменялись??? Как был бардак, так и остался!
Константин, а кроме «Кедра»? Ну нет в списке ВИНКов! Только независимые АЗС.
Да на счет так называемых черных списков. Немного отойду от темы. А куда наш предприимчивый народ направляет свои стопы в области бизнеса и коммерции. Если посмотреть он до боли стандартен. Магазин, аптека, заправка и мелкая переработка, и комплектация в основной своей массе. Ну, хочет он немного навариться и его с одной стороны понять можно. Ну, сколько этот друг имеет от силы заправок, аптек или магазинов. От двух до пяти от силы, но при этом он гордо называет их сетью, модно нынче это слово.
И сколько эти друзья составляют, точней их процентный удел в общем рынке, думаю мизерный. А кто в основной контролирует тот или иной рынок и им рулит.
Пять лет назад вот эти «от двух до пяти» занимали больше половины рынка. Теперь стараниями ФАС доля частных АЗС заметно снизилась, но пока ещё довольно большая. В нынешних условиях у них только два варианта действий. Первый — продажа бизнеса ВИНКу. Второй — бодяжить топливо, получить штраф и продать бизнес ВИНКу.
ФАС похоже заодно с горсткой «семейной» элитой. А куда им деваться? Они же подчиненные. Им нельзя «ослушаться». Можно и на «задворках» вместе с нами оказаться. А так при зарплате и при деле. Кто-нибудь из руководства ФАС может признаться в том, что идет плановое истребление рыночных отношений?
Все упорно говорят о рыночных отношениях. А кто может их объяснить в условиях нефтяного рынка. Когда саму суть рыночного отношения формирует установочная цена. Какие здесь рыночные отношения, где он этот рынок. А рынком тут и не пахнет.
Рынок, когда я могу выбрать товар по цене и по производителю, выбрать повторяю еще раз.
А какой это выбор когда цену спустила биржа и все гаврики от большого до малого торгуют по этой цене. Что я могу выбрать, дырку от бублика.
Что значит — «цену спустила биржа»? Кто устанавливает биржевую цену, как не участники рынка? Каждый «гаврик» может устанавливать свою цену.
Сергей. Каждый гаврик при всем желании не может установить цену. Торги на бирже формируют цену продукта, на сколько наторговали то она и стоит. Но биржа не рынок. Себестоимость продукта у каждого производителя разная и естественно от этого его отпускная цена. Но цену то для рынка дала биржа, а не сам продукт. Сергей биржа это не рынок. И получается, что для всего на этот продукт сформирована цена. И вся сбытовая цепочка от производителя до посредника ориентируется на эту цену. А где же тогда реальная цена продукта и его конкуренция. Для потребителя цену установила биржа, тем более одну на продукцию всех производителей. Так, где тот рынок, о котором вы так печетесь. Монополия биржи да, но не рынок.
Алексей, каким боком себестоимость продукта может влиять на цену? Кого интересует себестоимость, кроме самого производителя? Если у вас себестоимость производства литра бензина 20 рублей, а у меня 15 рублей, так что — мой бензин должен продаваться по 16 рублей, а ваш — по 21 рублю? Согласитесь, это выглядит странно.
Биржа — это же не инопланетяне, это и есть «гаврики» по вашей терминологии. Если на биржу выходит «гаврик»-продавец, готовый предложить топливо дешевле текущей цены, то биржевая цена пойдёт вниз и он сможет установить свою цену.
Суть рынка это конкуренция, которая с одной стороны улучшает сам товар, а с другой снижает его стоимость.
Потребитель, отдавая предпочтение какому то одному товару, формирует цену товара за счет его конкуренции, так как сбытовики ищут возможности с одной стороны улучшить товар и снизить его цену, что бы заинтересовать потребителя.
Биржа это уравниловка и обезличивания товара при так сказать фиксированной цене. Это то, что дает биржа потребителю.
Алексей, а как Вы считаете зачем тогда нужна такая уравниловка?
Я что-то не вижу одинаковых машин на улице. Каждый производитель борется за качество и эксклюзивность своего предложения.
Сложно себе представить, что бы чиновники выбрали себе квадратные автомбили и одного цвета!
Какой смысл всех уравнивать?
Себестоимость и цена продукта тесно взаимосвязаны, по своей сути. Если в двух словах, то к себестоимости прибавляем прибыль и получаем отпускную цену.
Вопрос в том какая это будет прибыль.
Да еще по этому поводу Карл Маркс сказал «что за 300% прибыли капиталист мать родную продаст» по-моему, звучит так.
Сергей, а в чем тогда сущность рынка, да и само понятие конкуренция, если для вас странным является такое рыночное понятие как 16 и 21 рубль. По сути, цену координирует потребитель, и его предпочтение, а не условно навязанной от фонаря биржей 23 рубля.
Как раз биржа и есть инопланетяне гаврики. Так как создают для потребителя уравниловку и обезличивание продукта, потребитель берет обезличенный товар под гостом.
Да Сергей если мне нужно быстрое оборачивание то зачем лезть на биржу, мне проще по демпинговым ценам сбывать, товар улетать будет, и плевать я хотел на биржу.
Да, а каким макаром китайцы почти весь мир поставили одним местом, за счет чего, но уж точно не биржевым вариантом.
Пример — глава компании поднял зарплату себе и своим помощникам. Себестоимость продукции от этого выросла. Значит, «к себестоимости прибавляем прибыль и получаем отпускную цену» — потребитель должен платить больше?
Ну а на заправках по большому счету, какой ГСМ покупаем, потребитель полностью не уверен в том, что это допусти АИ-91, не говоря уже о том, чей это. Ему навязывают продукт под установленной ценой. Хорошо еще если среди сетей как в народе говорят, идет бодаловка и они скидывают цены, а если тишина и ребята сговорились.
Что-то я не видел реального рынка и конкурентной борьбы за потребителя, демагогии и борьбы за кусок пирога да, но только не потребителя.
Согласен с вами, борьбы за потребителя нет. Это происходит из-за того, что государство вводит ограничения на цены, а при нынешних ценах на топливо бороться за потребителя нет экономического смысла.
Другое дело — отрасли со свободным ценообразованием, например телекоммуникации. Посмотрите, как мобильные операторы борятся за клиентов! А если бы ФАС сказала «обоснованная цена минуты сотовой связи — 1 рубль, кто предложит дороже — оштрафуем» компании не стали бы бороться за клиентов.
А при чем тут государство, что вы уперлись в это государство, как бараны ворота как пел еще Высоцкий. Что если оно уже вынужденно вмешиваться и регулировать процессы.
Сергей, это естественный процесс, а как еще творимый беспредел устранить, или старым проверенным методом.
Так как по сути эта ситуация бредовая. Не будем ворошить прошлое, хотя не плохо бы.
Государство дало возможность использовать недра, которые, между прочим, собственность государства, взамен на конкретные обязательства. А вот временщики в погони за наживой увлеклись очень и начали создавать социальную нестабильность и дестабилизацию.
И что их теперь за это по головке гладить и дать им конфетку.
Да и это притом, что энергоресурсы стратегическое сырье и к тому же, насколько его осталось. Тут надо завинчивать гайки, а иначе потом поздно будет.
Да и вспомнить басню Крылова, что пенять на кого-то, пусть лучше наведут порядок у себя и все тогда у них получиться и в бюджет, то бишь рентабельность влезут.
А почему не рентабельно нефтяникам на внутреннем рынке, так как он бедолага не может уже прокормить их постоянно растущие аппетиты. Может нефтянике пора вернуться в рыночную экономику, тогда все встанет на свои места.
Продавать на внутреннем рынке сейчас невыгодно потому, что нефтяным компаниям запрещено устанавливать экономически обоснованные цены. За то, что они потребляют, приходится платить вполне рыночные цены, установленные поставщиками товаров и услуг — транспорт, электроэнергию, оборудование, связь, продукты питания. А они должны продавать продукт по ценам, выдуманным правительственными чиновниками.
Сергей, а что является первоисточником роста цен, если откинуть всю демагогию. Кто стоит у штурвала. Нет первоисточника, то нет и цепочки, все взаимосвязано. Тут как говориться, за что боролись на то и напоролись.
Интересно, а почему цены выдуманные. По-вашему биржевые цены это реальные цены, а вот то, что составляют реальную цену продукта то это выдуманные, так выходит.
Почему правительство все же водит эти самые санкции. Учитывая мощное нефтяное лобби в самом правительстве, и не говоря уже о заинтересованности самого правительства, вы этим вопросом часом не задавались.
Может вопрос все же в самой нефтянке. В том, что она как говориться зажралась, и потеряла связь с реальностью, что ее вынуждены уже гасить ее же партнеры, так как других объяснений не находиться
Нет никакого роста цен. Бензин у нас очень дешёвый, а тарифы на транспорт и ЖКХ — одни из самых высоких в мире. Цены на бензин растут медленнее, чем официальная инфляция.
Сергей, а дешевый бензин с чем, аналог сопоставления ценовой политики, от чего вы отталкиваетесь.
С каким товаром или услугой, или аналогично с бензином, то если да, то в какой это стране, где он дороже или дешевле.
Дешёвый — это в деньгах. В соседних странах бензин стоит дороже. Можно считать в рублях, долларах, евро — результат сравнения от этого не меняется.
Сергей, а где именно. И при этом нужно учитывать не пересчетную стоимость бензина на евро или доллары, а его потребительскую стоимость. Сколько его по сути можно купить тот же учитель там и здесь. Так как все привязано к потребительскому рынку, а не пересчетам.
Нет, такие «международные» товары нужно считать именно через пересчёт валют. Доходы потребителей никакого значения не имеют. Иначе на Украине и в Белоруссии бензин был бы дешевле, чем в США, но на самом деле получается наоборот. Просто в богатой стране потребитель купит больше товара, в бедной — намного меньше. Если бы в богатых странах цены были бы пропорционально больше, то какой тогда прок от богатства?
Почему рынок реагирует и ждет данных по запасам нефти в штатах, а не того же Сомали. Сколько штаты, а не Сомали переварят нефти. Вся рыночная экономика заточена на это пресловутое потребление, ну а само потребление на потребителя. И как потребителю без доходов, или под его честное слово или глаза.
Согласитесь, нет смысла продавать товар там, где его покупать не будут не по тому, что он не нужен, а по тому, что недоступен.
Да и вы сами противоречите себе в том, что доходы потребителей значения не имеют, а как тогда ваше высказывание «в богатой стране потребитель купит больше товара, в бедной — намного меньше».
Правильно, потребление нефти в США больше, чем в Сомали, потому что страна богатая. Но это не значит, что в США нефть и нефтепродукты должны стоить дороже. Просто американец больше купит товара на свои доходы.
Я говорил о том, что на открытых рынках доходы потребителей не оказывают влияния на цены. А на объёмы потребления, безусловно, оказывают большое влияние.
Было бы неплохо, что бы рынок с таким же нетерпением ждал отчеты по балансам добычи, переработки и потреблению из России!
Но, к сожалению, для всех участников нашего рынка — это тайна, покрытая мраком.
Не соглашусь с вами. Данные по добыче и переработке нефти в России интересны участникам рынка. Никакой тайны нет — в сокращённом виде Министерство энергетики публикует данные на сайте, а полную таблицу можно приобрести по подписке за небольшие деньги.
Ага! Точно!!! :)
Никакой тайны нет. Только за Ваши деньги… Вы видели расценки ЦДУ ТЭК за полную информацию о балансах??? Уму не постижимо! Вот с кем уже ФАСу разбираться надо. Кстати в интернете уже высказываются недовольства в адрес ЦДУ ТЭК. Вот, например http://www.fuelservice.ru/blog/?p=91
Сергей, а почему в штатах товар не должен стоить дороже, чем в том же самом Сомали, почему и на основании чего.
В штатах он будет стоить дороже, так как накладные расходы больше, которые ложатся на себестоимость.
Сергей, а почему тогда китайские товары тогда намного дешевле, чем аналогичные товары произведенных в других странах. Почему и что этому способствует. Да и волнения в том году в самом Китае, чем вызваны.
Сергей открытые рынки то есть финансовые это спекулятивные рынки, которые не привязаны к реальному сектору экономики и живут своей жизнью и по своим собственным правилам при этом еще и умудряются дестабилизировать реальный сектор экономики. Это, по сути, паразиты. И им действительно по барабану потребительский рынок, то есть возможность потребительского рынка. Почему ВИНКи и стремятся прокрутить объемы через финансовый рынок, а не потребительский. Так как навара поймают значительно больше чем на потребительском.
Алексей!!! Вы с Луны свалились??? (Простите, за мувитон, как модно говорить…)
О чем вы говорите??? Какие финансовые рынки не привязаны к реальному сектору экономики? К чему тогда, по Вашему мнению, привязаны пошлины на нефть и нефтепродукты, которые утверждает каждый месяц нашего правительство? К артериальному давлению нашего президента, по вашему мнению?
Да если бы Россия формировала финансовый рынок и заправляла им, тогда бы отчеты по переработки и потреблению ждали бы как манну небесную, а так зачем, навара не поймаешь.
Константин. А к чему они, по-вашему, привязаны. И при чем тут пошлины на нефть. Пошлины относятся к налогооблагаемой базе и формируются на основе налоговой политики государства, а не реального сектора. Да и на счет пошлин, я не спец в этом и не мое это так сказать, но ощущение со стороны, что правительство пытается сдерживать ВИНКов и нефтяной рынок, а иначе те взорвут ситуацию из нутрии и всем мало не покажется.
Каким интересно боком финансовые рынки и самое главное как они привязаны к реальному сектору. Когда спекулянт отслеживает нефтяной запас штатов или где-то, что-то ухнуло. Тут больше политической составляющей, а где же экономическая составляющая. Да и при чем собственно запас нефти в штатах, мне лично по барабану, сколько ее у янки. Да и в чем суть рынка, какая, в чем его так сказать основополагающая и направляющая, о которой нам кричали при переходе систем. А финансовые рынки попирают это основание, они навязывают установку на товар.
Да Константин, а нынешний последний кризис из чего сформировался, почему неплохо проехалось по реальному сектору, так почему. Куда пузырек перетек.
Алексей, экспортные пошлины на российские нефть и нефтепродукты расчитываются на основании биржевых котировок нефти марки Brent! На все остальные вопросы попробуйте теперь ответить сами, что к чему привязано.
Константин. Пошлина в принципе как прогрессивный налог. А от чего тогда экспортные пошлины будут рассчитываться, естественно от биржевых котировок, так как по ним и продаются нефтепродукты. Или оттого, что в своем отчете нарисуют ВИНКи, они нарисуют и размажут. Хотя при чем тут пошлины. Повышение или понижение пошлин это рычаг регулирования и бюджетного пополнения, но не более того.
А где здесь реальный сектор экономики, каким боком ведь разговор как мне помниться шел о нем и его взаимодействия с финансовым сектором, вы так и не ответили.
Ваша фраза: «открытые рынки то есть финансовые это спекулятивные рынки, которые не привязаны к реальному сектору экономики «.
Надеюсь теперь Вы понимаете, что финансовые рынки и товарные связаны! Через деньги!!!
Если это не понятно, то мне не очем с Вами разговаривать.
Константин, а какая разница, что покупать акции или сырье. Что даёт наибольший доход туда и вкладываются финансы. Система одна просто активы разные. На одной площадке акции, а на другой товарно-сырьевые активы, но суть то одна. Или вы сможете доказать обратное, интересно послушать. Дело ведь не в названии, а в сути.
Да и представим себе такую ситуацию. Вы в магазине покупаете сгущенку, вся она одной фасовки, жирности и вкусового качества за редким исключением. Цены у всех разные, так как разные производители. Вы опробовали все и выбрали одну по цене и вкусу. Однажды зайдя в магазин, вы увидели, что у всех банок цена одна и тем более задрана почти на 100% от самого дорогого производителя. Вы у меня спрашиваете, а почему цены у всех сгущенок одинаковые и притом так резко взлетели верх. Я вам популярно объясняю, что на некой товарной биржи состоялись торги, и на эту сгущенку этой весовки и жирности была установлена такая цена.
Да Константин еще один маленький вопросик.
Где сможет отовариваться маленькая АЗС, придти и выбрать ГСМ того или иного завода и притом по цене заводов, а не единой цены на весь ГСМ.
Константин так объясните мне, наконец, в чем взаимодействие торговой биржи я уже это не называю это финансовым рынком, что бы вас не водить в заблуждение, так как это вам ближе и родней и того же реального сектора.
Почему же одна цена у всех банок? Если на биржевых торгах цена молока вырастет на 100%, то банки разных производителей подорожают на аналогичную величину, но будут стоить по-разному. Бензин Евро-3 дороже, чем бензин классом ниже.
Кстати, на биржах торгуется сухое молоко. Цены на сгущёнку зависят от биржевых котировок сухого молока. Описывемый вами сценарий вполне реалистичен.
Сергей. А при чем тут класс ниже, естественно он будет стоить дешевле. Я говорю об идентичном товаре, но выпущенный разными производителями. Допустим тот же бензин Евро-3, не может он стоить одинаково у всех производителей, при всем их желании. Ведь на бирже цена устанавливается на этот пресловутый Евро-3 и устанавливает цену биржа, а не потребитель.
А потребителем этого Евро-3 являются потребители, не АЗС и дистрибьюторы, а конечные потребители, которые и покупают этот ГСМ на АЗС.
Как бедолаги могут формировать рыночную стоимость этого Евро-3, если им это спустили сверху, да что потребители, большая часть розницы, то есть АЗС не может участвовать в этом формировании.
Где тут свободный рынок и конкуренция. Когда все, по сути, спускается и формируется на верху.
Если товар идентичен, то почему он не может стоить одинаково? У сгущёнки есть оттенки вкуса, важные для потребителя, но бензин должен просто соответствовать стандарту. Покупатель топлива на АЗС не интересуется, на каком заводе выпущен бензин. Именно поэтому нефтепродукты могут быть биржевым товаром. Сосисками на бирже торговать не получится.
Бензин не идентичен, как и нефть. Заводы соблюдают стандарты, но какой-то бензин лучше, какой-то хуже. Биржевая цена — ориентир, сделки могут совершаться выше или ниже рынка в зависимости от качества продукта.
Сергей, стандарт он и в Африке стандарт, и какая разница, что это сгущенка или ГСМ.
Суть госта в стандартизации продукта по всем основным параметрам, в независимости от того, кто этот гостовский продукт выпускает и где.
Так что сгущенка по госту должна быть идентична у всех производителей, а иначе это уже не гостовская сгущенка, а самодеятельность или совсем другой продукт.
По этому сгущенку выбирают по цене, а не по вкусовым качествам, так как она вся стандартная и с одним вкусом.
По ГСМ суть та же, но с маленькими изменениями.
В союзе если мне не изменяет память и то, что я слышал, переработка на НПЗ устанавливалась под месторождение. И вопрос в том, насколько глубокая переработка на НПЗ то и соответственно выпускаемые госты продукции. Если технологический цикл рассчитан на солярку, то гостовского бензина не выйдет, бензин будет, но не соответствовать госту, а нет госта, то нет и качества.
На счет потребителей и их безразличия. Да у потребителя есть только условные АИ на заправки, и он ищет приемлемую цену и качество, так как другого ему не дано. А то при одной и той же марки ГСМ машина, заправленная на разных АЗС, ведет себя по-разному.
Биржа торгует только теми товарами, у которых есть срок хранения, скоропортящимися товарами она не торгует, слишком малое временное плечо и очень большие риски по гарантиям. Пока будут торговаться, продукция сделает кряк и что тогда.
Да и вряд ли сам производитель на это пойдет, у него слишком мало времени на эти игры, где он будет в 100% пролете. По этому он кует железо пока горячее, то есть продает сам в зависимости от ситуации на рынке, а не биржи.
Да и, между прочим, биржа как не странно торгует только стратегическими ресурсами, будь то или сырье, товары или продукты питания, по мелочам она не разменивается, она хочет контролировать и манипулировать реальным сектором, а на вторсырье и мелочах этого не сделаешь.