«Законодательство должно обеспечивать равные для всех условия»
— Нина Андреевна, вопросы начисления акцизов на нефтепродукты, возможность льгот и вычетов волнуют всех участников рынка. Давайте поговорим о том, какие вопросы являются на сегодня наиболее актуальными, в каком направлении совершенствуется законодательство.
— Одним из самых актуальных является вопрос о начислении акцизов при переработке давальческого сырья. Например, завод получил давальческое сырье и выработал из него, 92-й бензин. На этот продукт будет начисляться акциз независимо от того, кому он впоследствии передается. То есть завод может этот бензин возвращать собственнику, а может по указанию собственника передать абсолютно любому получателю (комиссионер, конечный покупатель и т.п.).
Соответственно, если товар производится из давальческого сырья, то плательщиком акциза на сырье будет признаваться переработчик, а не собственник. Собственник возмещает все затраты переработчику (стоимость переработки плюс акциз) и включает их в стоимость товара, который будет реализовывать.
— А в случае, если товар не выходит за пределы одного предприятия?
Следующая операция – передача произведенных подакцизных товаров в структуре одной организации, то есть в рамках одного юридического лица для дальнейшего производства не подакцизных товаров. Эта операция также облагается акцизом.
Но есть одно исключение, когда акциз не будет начислен. Это — производство прямогонного бензина, который перерабатывают в рамках этой же организации, для производства нефтехимии. Данная организация должна иметь свидетельство о регистрации юридического лица, совершающего операции с прямогонными бензинами. В итоге мы стимулируем производство нефтехимии из прямогонного бензина.
— В числе вопросов, задаваемых контролирующим органам, — особенности обложения, когда произведенные товары находятся в уставном капитале предприятия.
— Операция, которая признается объектом налогообложения – это передача участнику хозяйственного общества или товарищества произведенных подакцизных товаров при выходе участника из этого товарищества в виде его доли. Мы, например, выделяем долю в виде произведенного бензина. В этом случае акциз на бензин также будет начислен.
— А что касается ввоза подакцизных товаров на таможенную территорию РФ?
В последнем случае мы руководствуемся не Налоговым кодексом, а Межправительственным соглашением, которое было заключено в сентябре 2004 года и вступило в силу с 1 января 2005 года.
В этом случае контролировать уплату акцизов будет не таможня, а налоговый орган по месту постановки на учет. Необходимо заполнить единую декларацию по косвенным налогам, одна часть которой посвящена НДС, другая – акцизам.
А вот товар, который идет на экспорт, от уплаты акцизов освобождается.
— Какие принципиальные изменения в области уплаты акцизов произошли с 1 января 2009 года?
— Действительно, с 1 января 2009 года произошли довольно важные изменения. Они касаются пункта 3 статьи 182 Налогового кодекса.
Данные поправки, в частности, делают экономически неэффективным ряд операций по смешивания нефтепродуктов на нефтебазах.
Так, становится невыгодным производство автобензина (например, А-80) из прямогонного бензина.
К примеру, вы приобрели прямогонный бензин, в цене которого «сидит» акциз в размере 3900 рублей за тонну. Этот прямогонный бензин по цене приобретения вы должны отнести на собственные затраты. Таким образом, в стоимости 80-го бензина будет «сидеть» акциз по прямогонному бензину. И когда вы будете продавать свой 80-й бензин, вы можете либо не окупить свои затраты, либо надо будет поднимать цену, чтобы их окупить. В любом случае вам эта операция становится невыгодной.
Есть также случаи понижения октанового числа бензина на нефтебазах. Скажем, в момент резкого увеличения спроса на низкооктановый бензин для сельхозпроизводителей в период уборочной кампании.
Предположим, НПЗ произвел автомобильный бензин с октановым числом 92, а реализовать нужно бензин с октановым числом 76. То есть необходимо понизить октановое число. Для этого в автомобильный бензин с октановым числом 92 добавляется дизельное топливо.
Новая редакция пункта 3 статьи 182 Налогового кодекса говорит о том, что стоимость приобретенного 92-го бензина должна быть отнесена на собственные затраты предприятия (а эта стоимость включает акциз на 92-й). Таким образом, стоимость вновь произведенного А-76 будет, как и в предыдущем примере, очень высокой и невыгодной для реализации.
— На какие вычеты имеют право переработчики при уплате акцизов?
На заводе при переработке давальческого сырья право на вычеты получает переработчик. Что касается получения нефтепродуктов в результате смешивания не нефтебазах, то новые поправки в законодательства предоставляют теперь данную возможность.
Есть ряд условий. Во-первых, качество самого бензина, который вы получаете в результате смешения, не должно быть потеряно. Таким образом, предоставляя льготы при смешивании на нефтебазах (путем добавления присадок), мы стимулируем производить легальное, качественное топливо.
Далее. Право на налоговый вычет возникает только в том случае, если смешение признается производством. Эта ситуация возникает практически в одном случае: когда мы из бензина с низким октановым числом получаем бензин с более высоким октановым числом.
В этом случае ставка акцизы на вновь полученный товар будет выше, чем ставка акцизы на товар, являющийся сырьем. Например, ставка на бензин с октановым числом до 80, составляет 2657 рублей за тонну. Акциз на полученный бензин А-92 – 3629 рублей за тонну. В итоге вы имеете право на вычет, составляющей разницу этих акцизов. Без этого вычета вы уплатили бы акциз по ставке 92-го бензина.
— Мы уже упомянули об освобождении от акцизов при экспорте нефтепродуктов. Давайте рассмотрим эту ситуацию.
Иногда возникает ситуация, когда экспортер не успевает получить банковскую гарантию. В этом случае акциз уплачивается, как при поставке на внутренний рынок, но затем может быть возвращен плательщику задним числом.
— Мы рассмотрели целый ряд особенностей при уплате акцизов на нефтепродукты. Сейчас активно развиваются биржевые и внебиржевые площадки по торговле этим товаром. Есть ли планы стимулировать компании, торгующие нефтепродуктами через такие площадки путем льгот на уплату акцизов?
— Да, активно обсуждается вопрос о том, чтобы какие-то льготы по акцизам таким компаниям предоставить. Хотя мое личное мнение, как эксперта – это не было бы положительным решением.
Что получается? У нас плательщиком является только производитель, значит, мы предоставляем какую-то скидку производителю, а оптовики тоже имеют право выходить на биржу и продавать. Они уже не будут иметь такого преимущества, то есть мы поставим в неравные экономические условия участников биржевой торговли. А это противоречит налоговому кодексу. Мы не можем налогами препятствовать осуществлению предпринимательской деятельности и создавать какие-то неравные условия. Это самое главное.
Второй момент, почему я воздержалась бы от такого решения: акцизы на 100% формируют доходы бюджетов регионов. Сейчас в условиях кризиса, когда денег катастрофически не хватает, бюджеты регионов – это зарплаты учителей, врачей. Где они возьмут денег, чтобы восполнить эти потери? Если нужно стимулировать биржевую торговлю, мне кажется, есть для этого другие способы, без использования акцизов. Можно обязать нефтяные компании определенный процент произведенных нефтепродуктов продавать только через биржу и обязать потребителей покупать только через биржу какой-то процент. Такая мера госрегулирования была бы полезна, надо все это оформлять в виде закона.
Мы в этом плане никаких изменений не готовим, ФСФР занимается этим вопросом. Нашу позицию я озвучила. То же самое касается и внебиржевой торговли – все должны работать на равных.
Обязать производителей… Обязать потребителей… Почему биржевая торговля не может развиваться без давления государства?
Просто пока ни кто не может предложить те инструмены, которые были бы востребованы участниками рынка. Пока все биржи создаются по модели «Торговых домов». Дайте нам товар и мы его вам продадим. Соответственно вопрос — А зачем? Мы и сами неплохо продаем…
А по-поводу льготного налогообложения, нельзя этого делать! Все льготы в итоге будут компенсированы за счет конечных потребителей и в результате мы получим дисбаланс цен, который приведет и к дополнительнму росту и к сокращению игроков на рынке из-за не равных условий.