28 March 2011, 18:00
Можете оценить перспективы принятия законопроектов, разработанных ФАС, «Об обороте нефти и нефтепродуктов в России» и «О рыночном ценообразовании на нефть и нефтепродукты в России». Как, на Ваш взгляд, нефтяники отнесутся к данным предложениям? Позволят ли эти законопроекты устанавливать рыночные цены на нефтепродукты?
Отвечает Костюков Виктор
Очень нужный, но, к сожалению, опаздывающий проект. Нефтяники воспринимали подобные инициативы в штыки, как переход к государственному регулированию цен (что, по моему мнению, давно уже следовало бы сделать). Но торг, по сути, ведётся вокруг премиальной надбавки к ценам внутреннего рынка относительно экспортной альтернативной цены.
Как мы ранее уже сообщали, среднестатистическая надбавка к экспортной цене на дизельное топливо производства Московского НПЗ составляет 9%. Вот вокруг этих девяти процентов и идёт торг нефтяников с ФАС.
Предложения ФАС вполне рыночные, зря сопротивляются нефтяники относительно формулы «справедливых цен», иначе и впредь будут оставаться под дамокловым мечом приказного управления внутренними ценами, что, согласитесь, далеко не рыночный подход.
За прошедший месяц, торгуя нефтепродуктами на внутреннем рынке на 3000 р/тн ниже, чем по экспортным поставкам, нефтяники потеряли больше, чем заработали на необоснованно завышенных ценах декабря-января нынешней зимы. Жадность подвела. А формулы «справедливых цен», закреплённые законодательно, защитили бы нефтяников от внутрироссийских политических установок и внесли бы ясность в перспективы цен внутреннего рынка.
Виктор, а Вы эту формулу «справедливой цены» от Голомолзина можете озвучить? Как считать-то? На что ориентироваться и что от чего отнимать/прибавлять?
Уважаемый Олег!
Формула ФАС основана на равнодоходности продаж на внешний и внутренний рынки. Известно, что половина дизельного топлива, произведённого на российских НПЗ отгружается на экспорт, а вторая половина остаётся на внутреннем рынке. Как Вы думаете, куда продавец товара отправит его в первую очередь? Правильно, туда, где выше цена. Как правило, цена внешнего рынка более привлекательна, чем внутреннего и нефтяники устанавливают внутренние цены как нетбэк плюс некая премия. Эта премия включает в себя содержание всевозможных сбытовых структур, затраты на внутреннее межскладское перемещение товара, услуги по хранению и т.д. Среднестатистическая внутренняя премия составляет для Московского НПЗ, примерно 9%. Таким образом формула внутренней цены принимает вид: «нетбэк+9%». ФАС, насколько известно, предлагает «нетбэк+3%». Нефтяники отторгают 3%. А зря. Если бы они согласились на эту цифру, то законодательно были бы защищены от административного произвола сегодня и не несли бы потери от продаж дизельного топлива на внутреннем рынке относительно внешнего, порядка 3000 р/тн.
Здесь же следует отметить, что ФАС ничего не изобретала нового. Нефтяники уже давно рассчитывают внутренние цены на нефть и ДТ именно так. Единственно, ФАС пытается укоротить аппетиты нефтяников. Пока безуспешно.
К сожалению, я не владею достаточной информацией по бензинам. Там несколько иной расклад. Бензины на 90% остаются в России и здесь ценами на них управляет полностью конъюнктура внутреннего рынка. Не с чем сравнивать. Учитывая почти монопольный характер нефтяной отрасли, тем более нужны ориентиры «справедливых» цен на бензины. Нетбэк здесь не показатель.
Здесь же постараюсь ответить и Екатерине Борисовой.
так же как и Вы, я не считаю биржевые показатели в их нынешнем виде достоверными. Много путаницы и с номеклатурой и с внебиржевыми сделками и договорными сделками. Но процесс, что называется, пошёл. Если у Сечина хватит сил внедрить его (внедрение — проникновение в сопротивляющуюся среду), то будем иметь и биржевые ориентиры. Но это в будущем.
Виктор, мне тоже кажется полной ерундой все нынешние потуги чиновников.
1. Формула Нет-Бэк :) может дать только сравнительный анализ ценообразования на разных рынках. А в случаях перекоса цен в ту либо другую сторону методов воздействия на рынок Нетю! Только штрафы, и все.
2. Методы регистрации внебиржевых сделок вообще не дадут никакой прозрачности. Огромный набор цифр, сваленный в одну кучу? Что с этим делать дальше?
3. Ну а регистрация на бирже договорных сделок похоже тоже провалилась, судя по информации которая проходит в СМИ.
Осталось только астрологов привлечь. Кстати интересная идея. Может у них лучше получится?
Кстати, Виктор Лукманович, может быть и формулу расчета экспортной пошлины ФАСу предложить поменять, что бы у нефтянников не было рисков в виде «ножниц Кудрина»? Если ввести расчет пошлины не за какой-то интервал времени, а на день оформления перехода границы, например? :)
Вы, наверное имеете ввиду период мониторинга цен? С 2008 года период мониторинга был снижен с двух месяцев до одного. ФАС предлагает его укротить его до одной недели. Экспортные пошлины в этом случае будут более оперативно отображать цены мирового рынка, значит и внутренние цены будут более адекватны ему. Укорачивать до одного дня, означает подставить себя под случайные факторы.
Зато хэджироваться удобнее! :)
Я бы под случайности не хеджировался.
Я так и не понял, от чего «плясать» внутреннему рынку? Откуда цены на летний дизель, например, будет брать ФАС в рассчете своей формулы?
ФАС «пляшет» от нетбэка.
А нетбек откуда?
Нетбэк рассчитывается как цена экспортной постаки в $ минус транспорт ($), минус экспортная пошлина($). Полученную цифру переводят в рубли по текщему курсу, добавляют акциз, НДС и получают равнодоходную с экспортными продажами цену в рублях Эта величина и называется нетбэк.
А цена где формируется?
Цена формируется на общепринятых базисах, например Амстердам (АРА) для отгрузок на Европу, или Средиземное море через Новороссийск (на южную Европу или саверную Африку).
Рекомендую почитать учебники.
Учебники я читал:) Только я не очень понимаю, почему цена не может формироваться у нас? Или в учебниках, которые Вы читали, написано, что в России формироваться цена внутреннего рынка не может? Можете объяснить мне, неучу.
Двайте попробуем с другой стороны. Предположим, чт Вы Олег — фермер и вырастили урожай пшеницы в количестве 10 тыс. тонн. Вы можете её продать на внутреннем рынке хлебокомбинатам, например по 8000 р/тн. С другой стороны, Вы можете её же продать, например, в Египет по цене 21000 р/тн. При этом оплатитив дорогу (фрахт), экспортную пошлину и прочие налоги Вы получите итоговую цену продажи — 18000 р/тн. Как видите, есть и внутренний рынок с его покупателькой способностью, есть и внешний рынок. Задаю вопрос фермеру Олегу Михайлову. Куда будем грузить зерно? Ответ ясен: — в Египет. Но если бы фермер Михайлов был бы монополистом в России, то он бы не заморачивался с Египтом, а установил бы внутреннюю цену, равную египетской. Но к нему приходит ФАС и говорит: дружок, пользуясь монопольным положением, ты задираешь цены очень высоко. Вот тебе формула: «нетбэк+3%». Всё что назначишь выше — отберём.
В своих рассуждениях Вы исходите из ошибочного посыла о том что в России существует рынок нефтепродуктов. В классическом понимании его нет. Есть тысячи покупателей на которые приходится всего шесть продавцов: Роснефть, Газпромнефть, Лукойл, Татнефть, ТНК-ВР, Сургутнефтегаз. Согласитесь, что это далеко не рынок. Именно поэтому в процесс ценообразования включается ФАС.
Не идеализируйте экспортную альтернативу. Для того, чтобы продать зерно в Египет, мне нужно ориентироваться на их покупательскую способность и мои возможности по перевалке, транспортировки и прочее и прочее. Мы живем в России и покупательская способность тут иная. Мне нет никакого резона смотреть на Platts и ориентироваться на них торгуя у нас в стране. Что касается «ошибочного посыла» об отсутствии в России рынка. Скажу Вам по-секрету, что даже при наличии 6 продавцов рынок в России есть.
5 баллов, коллеги!!! :)
Если мы начинаем привязывать один сектор экономики к экспортной альтернативе, то может быть и другие сектора привязать?