05 April 2010, 15:16
Сейчас много говорится о том, что Соединённые Штаты неожиданно увеличили добычу природного газа и отказались от импорта СПГ. Ожидается, что излишки СПГ поступят в Европу, что приведёт к падению цен на газ.
Насколько серьёзна эта проблема с точки зрения экспорта российского газа? Может ли СПГ составить серьёзную конкуренцию трубопроводным поставкам? Не планируется ли вносить изменения в энергетическую стратегию?
Причем это не такой уж плохой результат, если учесть, что совокупный импорт природного газа в США в 2009 г. упал на 6,8% (рис. 2). Т.е. США, скорее, готовы сокращать традиционные трубопроводные поставки из Канады, чем отказаться от импорта СПГ, при том, что даже на фоне двукратного падения в 2009 г. цен на СПГ, трубопроводный газ все равно стоил в США дешевле.
Поэтому я бы остерегся наводить сейчас прямые мосты между североамериканским и европейским рынком газа: их реальная взаимосвязь остается, по-прежнему, слабой. А переизбыток СПГ на европейском рынке, который действительно имел место в 2009 г., был вызван не столько положением в США, сколько разрывом между предложением, изначально ориентированным на Европу в надежде на рост валового потребления, и фактической динамикой спроса (он сократился более чем на 4,6%).
Вместе с тем, рассматриваемая Вами угроза действительно существует и она достаточно серьезна, как с позиции падения цен, так и с позиции снижения спроса на российский газ. Основная болевая точка России на всю обозримую перспективу – это очень высокая себестоимость российского газа, как его добычи, так и транспортировки, по сравнению с аналогичными показателями ключевых конкурентов – Ирана, Катара, Алжира и т.д. Если сегодня эта проблема стоит еще не так остро, то в дальнейшем, по мере ввода в строй новых месторождений п-ова Ямал, шельфа арктических морей, Восточной Сибири, она будет только обостряться.
Высокая себестоимость, в свою очередь, будет диктовать ценовую политику ОАО «Газпром», лишая ее гибкости и маневренности. И в случае, если спотовые цены на газ начнут формироваться без оглядки на индикаторы биржевых цен на нефть (коэффициент корреляции между ними постепенно снижается), то Газпрому волей-неволей придется подстраиваться под динамику спотовых площадок, независимо от ее направления. А как показывают последние исследования нашего Института и других исследовательских центров, после 2015 г. с большой степенью вероятности ожидается ценовой перелом на спотовом рынке, после которого цены, хотя и постепенно, но вновь начнут снижаться (в 2010-2014 гг. прогнозируется их рост до уровня цен по долгосрочным контрактам).