«Восприятие антимонопольного законодательства проходило непросто во всем мире»

Заместитель руководителя ФАС Анатолий Голомолзин выступил на международной конференции «Биржевой и внебиржевой рынки нефтепродуктов РФ». Предлагаем его ответы на вопросы по итогам доклада.
— Анатолий Николаевич, в перечне последних мер по развитию конкуренции на рынке, которые предлагались ФАС, были: обязательный процент продажи нефтепродуктов компаниями на биржах, утверждение порядка определения стартовой биржевой цены, определение формата покупки нефтепродуктов на биржах или иных электронных площадках.


Кроме того, ФАС одобрила приобретение АФК «Системой» башкирского ТЭК для выстраивания новой вертикально интегрированной компании.


Как Вы считаете, эти меры будут способствовать формированию рынка или свидетельствуют об усилении государственного регулирования?


— Формирование организованных торгов — это способ организации товарного рынка. Для такого рынка, для создания рыночного индикатора, необходимо, чтобы этот рынок был ликвидным. Необходимы серьезные объемы реализации нефтепродуктов основными его участниками.
Что касается АФК «Система», то это вопрос прихода нового собственника, до этого не интегрированного в нефтедобычу, на этот сегмент рынка. Вопрос только в том, как он сейчас пытается выстраивать свои отношения с основными игроками. Будут ли это контрактные отношения с крупным партнером, либо каким-то образом будет происходить трансформация во взаимоотношениях с теми игроками, которые сейчас работают на уфимском рынке.
Подчеркну, что создание и развитие независимых НПЗ имеет большое значение для рынка, эта мера прописана в программе по развитию конкуренции. Формально такой тезис декларирован, он является позицией правительства Российской Федерации, но фактически пока все проекты независимой нефтепереработки идут с очень большим трудом. Это вопросы, которые предстоит решать.
Также обсуждается вопрос, и это говорится в рамках программных мер по развитию конкуренции, об обособлении разных видов деятельности ВИНК. Отход от схем движения нефтепродуктов по цепочке внутри компаний и введение схемы купли-продажи, которая бы локализовала и доходы, и расходы. Движение идет в этом направлении.
— А как Вы можете прокомментировать меры по фиксации государством цен на определенных уровнях, не повлияет ли это негативно на работу независимых компаний на рынке нефтепродуктов?


– Закон о защите конкуренции говорит о том, что в некоторых случаях могут быть приняты решения о фиксации цен, но это может быть только в рамках соответствующего правового акта. Решение может быть принято на короткий период времени в целях стабилизации ситуации, например, в условиях кризиса. Но при этом данное решение правительства обязательно должно предусматривать меры, направленные на развитие конкуренции.
Правительство принимало такие решения, они касались цен на продукты сельского хозяйства, на продукты питания.
Что касается нефтепродуктов, то эта проблема обычно возникает в отношении поставок нефтепродуктов для сельхозпроизводителей. Мы были свидетелями фиксации цен на периоды посевной и уборочной.
Сейчас продвигается проект нового постановления по этому вопросу. Идет обсуждение механизма фиксации цен совместно с нефтяными компаниями.
Оговаривается, что это мера временная, что необходимо перейти на рыночные механизмы поддержки сельхозпроизводителей – это произойдет к середине следующего года.
— Анатолий Николаевич, по заявлениям представителей нефтяных компаний, штрафы за нарушение антимонопольного законодательства способны «выбить» большие средства из оборота, что может создать проблемы для их деятельности. Ваше отношение к подобной ситуации и можно ли говорить о консенсусе компаний и ФАС?


– Я отмечал в своем выступлении на конференции, как непросто во всем мире происходило изменение восприятия антимонопольного законодательства. Это неизбежный процесс осознания того, что работать нужно по закону, что нельзя фиксировать цены в рамках картельных соглашений. Закон это запрещает.
Штрафы, которые применимы в настоящее время, они установлены законом, они установлены на таком уровне, чтобы не оказать существенного негативного или разрушающего воздействия на нефтяные компании.
Приведу показатели рентабельности и продаж нефтяных компаний, они по нашим оценкам, следующие. В первом полугодии 2008 года, скажем, рентабельность в добычи нефти составляла 37%, в первом полугодии 2009 года – 34%. По производству нефтепродуктов в первом полугодии 2008 года – рентабельность 37%, в первом полугодии 2009 года — порядка 25%. А у потребителей топлива в России? Например, железнодорожный транспорт – в первом полугодии 2008 года – рентабельность порядка 0,8%, у авиакомпании – 2-3%.
Естественно, те штрафы, которые наложены на компании, они могут опротестовывать в суде. Обращение означает приостановление решения ФАС. И в этом смысле суммы пока еще не взысканы. Решение в конечном итоге будет принято судами.
А что касается изменения мировоззрения, прихода к консенсусу… Если говорить о тех предложениях, которые поступают в настоящее время в ФАС и, которые высказываются в рамках обсуждения, по сути дела, они в значительной степени воспроизводят те меры, которые ФАС декларировала. Это и биржевая торговля, это и прямые контрактные отношения, в том числе по формуле цены, это и повышение прозрачности на рынках, все это уже сейчас воспринимается нефтяными компаниями, это уже их инициатива.
Для нас важен конечный результат и ситуация на рынке.
— Вы говорили о контроле за тендерами, которые могут быть признаны не рыночными. Можно ли коснуться подробнее этого вопроса?


— Тендеры – это один из вариантов механизма ценообразования. Нефтяные компании проводят тендеры, в том числе в виде электронных торгов. В некоторых случаях такие торги осуществляются с нарушением требований антимонопольного законодательства. Государство также проводит тендеры, в том числе в режиме госзакупок, и эти закупки также осуществляются не всегда удачно. Наша статистика показывает, что, к сожалению, и государство, и крупные корпорации, основные потребители топлива, покупают его по ценам, которые, оказываются выше, чем рыночная цена, которая складывается на эту дату. Хотя дискриминация наблюдается не только по цене, а еще и в области права на первую продажу. В наших решениях и предписаниях об этом говорится, это опубликовано на нашем сайте.
— Вы говорили в докладе о том, что данные площадки eOil были учтены при мониторинге цен, и площадка была выбрана на конкурсной основе. Можно ли подробнее рассказать, как происходит учет уровня цен?


— Как я уже говорил и писал, если рассуждать о привязке к формуле цены внутреннего индикатора, то здесь возможны различные варианты. В настоящее время отсутствует общепризнанный индикатор, который бы явился результатом торгов, результатом реальных контрактных отношений между поставщиками и покупателями. Существуют показатели и котировки аналитических агентств, как правило, они получаются методом опросов какого-то представительного круга участников рынка. Есть результаты, которые формируются на электронных торговых площадках, как eOil. Есть показатели цен, которые формируются на электронных торговых площадках нефтяных компаний, например «Газпром нефти», по технологии и по платформе эта площадка образована аналогично технологии eOil. Есть показатели цен, которые формируются на биржах. Это могут быть и результаты биржевых торгов, а могут быть результаты проведения аукционов. Сейчас разные варианты ценообразования обсуждаются в ФАС.
Вообще весь комплекс антимонопольных мер – это не только индикаторы. Это и предписания, и оптимизация механизмов таможенной пошлины, для того, чтобы более эффективно реагировать на изменения конъюнктуры на внешних рынках.
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
1 комментарий
  1. Разве это задача ФАС — следить за рентабельностью работы компаний в разных секторах экономики и стараться уравнять их положение?

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Египет возобновляет подачу газа на экспортные заводы, несмотря на сокращение поставок
Потоки газа на два экспортных завода СПГ в Египте возобновились, что стало необычным шагом после того, как страна была вынуждена прибегнуть к импорту для удовлетворения внутреннего спроса.
Cheniere хочет ввести новые мощности для сжижения газа с опережением графика
Американская газовая компания заявила о завершении пусконаладочных работы на первой линии СПГ-проекта Corpus Christi Stage в Техасе