«В кризисе есть и положительные моменты»
23 июня 2009 года состоялся брифинг руководителей ОАО «Газэнергосеть», которые собрались, чтобы подвести итоги прошедшего года и поделиться результатами с общественностью. Выручка компании увеличилась в 2008 на 47%. Во многом на это повлиял сегмент нефтепродуктов, который был значительно увеличен в связи с тем, что компания начала работать с большим количеством производителей. К примеру, с ноября 2008 года была организована давальческая переработка нефти на Уфимской группе НПЗ.
Мы предлагаем Вам интервью с генеральным директором «Газэнергосети» Андреем Дмитриевым, любезно предоставленное компанией (материал был опубликован в корпоративном журнале «Газпром»). В официальное интервью добавлен также ответ на вопрос о работе компании на биржевых площадках, заданный на брифинге.
— Андрей Игоревич, с какими результатами ваша компания закончила прошлый год?
— Если говорить об операционных итогах, общий объем реализации ОАО «Газэнергосеть» достиг 3,273 млн т сжиженных газов (СУГ), нефтепродуктов и нефтегазохимических товаров собственного производства. Этот показатель вырос по отношению к предыдущему году на 21,3%. Что касается финансовых результатов, выручка компании увеличилась на 47,4% (до 46,63 млрд рублей), валовая прибыль — на 45,2% (до 6,034 млрд), чистая прибыль — почти в 1,7 раза (до 665 млн рублей). Чистые активы составили на конец года порядка 1,9 млрд рублей — рост более чем в два раза.
— По какому из направлений работа оказалась наиболее удачной?
— В целом минувший год был для нас относительно удачным по всем направлениям, за исключением последнего квартала.
Основное направление
— Но, пожалуй, можно особо выделить работу на рынке СУГ, на котором мы ведем свою деятельность уже 10 лет. Как известно, наша компания специализируется на реализации сжиженных углеводородных газов и управлении профильными имущественными комплексами. Это направление по-прежнему является для нас ключевым. В 2008 году компании удалось обеспечить годовую валовую рентабельность продаж СУГ на уровне 9%. Не последнюю роль в этом сыграло и то, что в своих стратегических планах «Газэнергосеть» сделала акцент на развитии розничного направления как более маржинально доходного и менее подверженного рыночным и сезонным колебаниям канала сбыта СУГ. В структуре выручки за 2008 год реализация сжиженных газов, включая регулируемый и нефтехимический рынки, занимала порядка 30%, доля в общей прибыли компании — 54%. И это притом, что в общем объеме наших продаж доля сжиженных газов составила около 38%.
— Как кризис повлиял на рынок СУГ и деятельность на нем «Газэнергосети»?
— Кризис, безусловно, негативно отразился и на рынке сжиженного газа, и на нашей работе. В течение первых трех кварталов ситуация была достаточно благоприятной. В последние же месяцы цена на СУГ упала в несколько раз, а сезонное снижение спроса усугубило ситуацию. Так, железнодорожные отгрузки СУГ для нефтехимических предприятий сократились более чем на 15% по сравнению со среднемесячным объемом поставки с начала года. А в декабре этот показатель упал уже на 35%. Производители были вынуждены перенаправлять СУГ на коммерческий рынок и экспорт. Но реально увеличить вывоз сжиженного газа за рубеж получилось лишь к концу года, поэтому все излишки попали на внутренний рынок и обрушили цены в разы. Несмотря на это, нам удалось нарастить объемы отгрузки на нехимический сегмент на 10%. Кстати, по итогам года продажи СУГ «Газэнергосети» не снизились, а даже выросли.
— За счет чего это произошло?
— У нас большая клиентская база, мы проводим гибкую сбытовую политику, а кроме того, обладаем собственной развитой сетью мелкооптовой и розничной торговли сжиженным газом. Высокий авторитет компании на рынке СУГ, наработанный нами за десятилетие, а также система лояльности клиентов позволили сохранить клиентскую базу и обеспечить реализацию СУГ даже в кризисный период. В результате, по итогам 2008 года мы нарастили продажи сжиженных газов, хотя и не так значительно, как планировали, — на 2,8% (до 1,245 млн т). По той же причине уже в этом году мы смогли увеличить объемы реализации в коммерческом секторе на внутреннем рынке примерно на 15%, тогда как наши российские коллеги снижают свои внутренние поставки на 25-35% и наращивают экспорт.
Моменты и проекты
— Но важно отметить, что для рынка СУГ в кризисе есть и положительные моменты.
— Какие же?
— Во-первых, рынок избавился, по крайней мере временно, от неэффективной системы таможенного регулирования, которая уже давно не соответствовала реальным требованиям. Отмена экспортной пошлины на СУГ дает время для разработки новых механизмов воздействия на его участников. Во-вторых, резкое падение цен на коммерческий газ фактически ликвидировало «серый» рынок СУГ и создало благоприятные условия для отмены балансовых заданий. И, в-третьих, потребность в экономии средств является весомой предпосылкой для активного развития газомоторного сектора, сбыта коммунально-бытового газа и использования СУГ в малой энергетике. Мы ожидаем, что все перечисленные моменты позволят нам даже в это непростое время увеличивать объемы продаж. В 2009 году данный показатель может превысить, предположительно, 1,5 млн т.
— Какие проекты вы могли бы выделить из тех, какие будет реализовывать «Газэнергосеть» для достижения этих результатов?
— Помимо активного участия в программах и проектах, стимулирующих использование СУГ в качестве моторного топлива, будем развивать сегмент автономной газификации сжиженным газом промышленных, коммунально-бытовых предприятий, объектов малой энергетики, отдельных жилых комплексов. Здесь СУГ может использоваться и как основное, и как резервное топли¬во для получения тепла и электроэнергии. Сегодня по нашей инициативе были внесены изменения в техническое задание ООО «Межрегионгаз» к ООО «Газпромпромгаз» при разработке генеральных схем газоснабжения регионов в части использования автономных систем газоснабжения на тех объектах и территориях, где это экономически целесообразно. Наша работа по проектам автономной газификации, в частности в Сочи и Южной Осетии, показала, что это направление весьма перспективно. Сегодня мы рассматриваем возможность применения полученного опыта в Тверской, Брянской, Пермской, Нижегородской, Ростовской областях, в Бурятии и на дальневосточном острове Русский. Таким образом, мы предложили расширить инструментарий ОАО «Газпром» для достижения поставленной цели, оптимизировать затраты на сетевую газификацию, обеспечить гарантированный сбыт нецелевых продуктов производства (СУГ). Кроме того, развитие данного направления позволит заблаговременно подготовить сбытовую инфраструктуру для продуктов переработки при реализации программы утилизации попутных нефтяных газов.
К перспективным проектам мы относим также модернизацию существующей сети АГНКС ОАО «Газпром» в многотопливные станции с применением современного энергоэффективного оборудования.
К перспективным проектам мы относим также модернизацию существующей сети АГНКС ОАО «Газпром» в многотопливные станции с применением современного энергоэффективного оборудования.
Укрепление позиций
— Добавлю также, что «Газэнергосеть» выступила с целым рядом инициатив по совершенствованию правового поля, регулирующего деятельность в секторе СУГ. Здесь назрел целый ряд изменений, принятие которых позволит рынку сделать качественный скачок вперед. Кроме того, по нашей инициативе в рамках Комитета по энергетической стратегии и развитию топливно-энергетического комплекса Торгово-промышленной палаты Российской Федерации был создан подкомитет по газомоторному топливу.
— Развитие нефтепродуктового направления не мешает работе на рынке СУГ?
— Напротив. Оно способствует увеличению сбыта сжиженного газа через нашу розничную сеть. Дело в том, что объем продаж на многотопливных заправках (МАЗС) и СУГ, и нефтепродуктов значительно выше, чем на отдельно стоящих АЗС или АГЗС. Исходя из этого, мы сделали вывод, что развитие данного направления будет не только приносить нам дополнительный доход, но и укреплять наши позиции на розничном рынке СУГ.
— Каких результатов удалось добиться компании на рынке нефтепродуктов?
— Мы занимаемся этим направлением относительно недавно — с последних месяцев 2006 года — и активно развиваем его. Но говорить о каких-то конечных результатах работы, наверное, преждевременно. Так, в первый год мы реализовали 62 тыс. т нефтепродуктов, в 2007-м объем продаж составил уже почти 1,5 млн т, а в 2008-м — вплотную приблизился к 2 млн т. На сегодняшний день география отгрузок нефтепродуктов довольно разнообразна и охватывает производственные мощности ООО «Газпром добыча Астрахань», с октября 2008 года — ООО «Газпром переработка» (Сургутский ЗСК), а также нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) других вертикально интегрированных компаний.
— Расскажите, пожалуйста, участвуете ли вы в биржевой торговле либо на внебиржевых торговых площадках по нефтепродуктам? Какими объемами торгуете?
— С конца 2008 года наша компания начала реализацию нефтепродуктов на бирже СПб МТСБ. Кроме того, мы оказываем брокерские услуги. Мы считаем, что это очень перспективное направление. Думаю, что к 2010-2011 году через биржи будут продаваться очень большие объемы. Сейчас с учетом того, что рынок находится в хорошем состоянии, объемы реализации на бирже минимальны – мы продаем порядка 5-7 тысяч тонн ежемесячно из общего объема реализации 400 тысяч тонн. Но данное направление у нас развивается, и мы планируем реализовывать еще больший объем через биржу. На данный момент это единственная биржа, на которой мы торгуем.
— Расскажите о ваших отношениях со сторонними поставщиками.
— В 2008 году компания начала реализацию нефтепродуктов таких поставщиков, как ОАО «ТНК-BP», ОАО «Газпром нефть» и ОАО «ТАИФ НК». Особо отмечу, что для диверсификации каналов сбыта, в целях оптимизации логистики и сокращения транспортных затрат нами была внедрена система внутрикорпоративных «своп»-операций с «Газпром нефтью». Данная схема позволила обеспечить сбыт этой нефтяной компании при отгрузках нефтепродуктов производства Сургутского ЗСК, а мы получили возможность предложить своим клиентам продукцию производства Московского, Ярославского и Омского НПЗ.
Кроме того, в минувшем году «Газэнергосеть» начала реализацию программы давальческой переработки углеводородного сырья, закупаемого у предприятий ТНК-BP, «Сургутнефтегаза», «Роснефти», Shell и других компаний, на уфимской группе НПЗ. В декабре 2008-го благодаря этому мы получили немногим более 90 тыс. т нефтепродуктов, а к настоящему моменту ежемесячная переработка сырья достигла уже 150 тыс. т. Мы рассчитываем, что это направление будет способствовать увеличению объемов реализации нефтепродуктов «Газэнергосети» до 4 млн т в 2009 году.
Кроме того, в минувшем году «Газэнергосеть» начала реализацию программы давальческой переработки углеводородного сырья, закупаемого у предприятий ТНК-BP, «Сургутнефтегаза», «Роснефти», Shell и других компаний, на уфимской группе НПЗ. В декабре 2008-го благодаря этому мы получили немногим более 90 тыс. т нефтепродуктов, а к настоящему моменту ежемесячная переработка сырья достигла уже 150 тыс. т. Мы рассчитываем, что это направление будет способствовать увеличению объемов реализации нефтепродуктов «Газэнергосети» до 4 млн т в 2009 году.
Высокие переделы
— Расширение географии точек отгрузки дает нашей компании дополнительное конкурентное преимущество за счет оптимизации логистических затрат. Например, перерабатывая сырье на уфимских НПЗ, мы получаем возможность поставлять свое топливо по трубопроводной системе «Транснефтепродукта» в центральные, восточные и западные регионы России.
— Несколько лет назад «Газэнергосеть» занялась производством и сбытом собственной нефтехимической продукции. В каком состоянии сегодня находятся эти проекты?
— Ради дополнительного дохода, а также нивелирования сезонных колебаний на основные продукты компания поставила перед собой задачу углубить процесс переработки сырья, в том числе на сторонних производственных мощностях, для того чтобы получать продукцию с более высокой добавленной стоимостью — а именно нефтехимическую. В нашей номенклатуре на сегодняшний день это — синтетический каучук СКИ-3 (производится на мощностях ЗАО «Каучук»), изобутановая фракция, СПБТ и бутан нормальный (давальческая схема переработки сырья на заводах группы компаний ОАО АНК «Башнефть» в Туймазы и Шкапово), полиэтилен и полипропилен (ОАО «Уфаоргсинтез»), Общий объем производства продукции нефтехимии сейчас составляет ориентировочно 16 тыс. т в месяц.
— Какие инвестиционные проекты реализовывала «Газэнергосеть» в 2008 году?
— На инвестиционную программу в 2008 году компания направила свыше 2,3 млрд рублей. Основные проекты были нацелены на достижение стратегических задач ОАО «Газэнергосеть».
Проблемы и инвестиции
— Прежде всего — на консолидацию активов дистрибуции СУГ региональных газораспределительных организаций — работа шла в Брянской, Белгородской, Волгоградской и Ростовской областях, а также Краснодарском крае; и на расширение розничной сети реализации моторного топлива производства ОАО «Газпром». Благодаря этому существенно увеличилась сеть АЗС «Газпрома» на юге России как по количеству автозаправочных комплексов, так и по географии их присутствия. Новые станции появились в Астраханской и Белгородской областях, Республике Северная Осетия. В Нижегородской, Тамбовской и Оренбургской областях были построены новые АГЗС.
— Скорректированы ли в связи с кризисом планы капвложений на 2009-й?
— Корректировка инвестиционных планов «Газэнергосети» началась уже в конце прошлого года. В частности, из-за сложной экономической ситуации на рынке мы были вынуждены пересмотреть отдельные параметры ряда проектов. Реализацию части из них пришлось перенести на более поздние сроки. Некоторые проекты были заморожены в конце года. Сегодня, в текущих рыночных условиях, мы уточнили свои инвестиционные планы. Приоритет при выборе объектов инвестиций -повышение эффективности работы уже существующих объектов, оптимизация затрат. Поэтому средства будем направлять в основном на модернизацию и реконструкцию. Инвестиционный план на 2009 год составляет 1,5 млрд рублей.
Уважаемый Андрей, а какие Вы знаете внебиржевые площадки? Пользуетесь ли Вы в своей работе инормацией о рынке с таковых?
Не ответил?
Похоже, что специалисты не очень-то разговорчивые…