«Турецкий поток» – не конкурент Южному газовому коридору
Проект строительства газопровода «Турецкий поток» – не конкурент Южному газовому коридору (ЮГК). Поскольку в отличие от ЮГК, поддерживаемого Евросоюзом, и у которого уже есть гарантированный спрос на поставки газа и заключены соответствующие договоры купли-продажи, он на данном этапе является лишь намерением России и Турции построить новый газопровод взамен «Южного потока». Такое мнение высказал CBC аналитик, консультант RusEnergy по проблемам нефтегазовой отрасли и политики Михаил Крутихин. По его словам, проекта «Турецкого потока» как такового не существует, нет ни малейшего представления о рынке, как нет и контрактов с потребителями.
«Идет пропагандистская кампания, чтобы спасти лицо Москвы после провала «Южного потока», — отметил он.
По проекту «Турецкий поток» не подписаны соглашение между Турцией и Россией, контракт с подрядчиком по строительству, не существует инженерной проработки и финансовой схемы.
«Не согласована 15%-ая уступка «Газпрома» по цене российского газа, на чем настаивает Турция. Все пока находится на уровне ни к чему не обязывающего меморандума о взаимопонимании, который уже обошелся «Газпрому» в 6%-ую скидку с цены на газ, и «рабочей карты», по которой якобы будут идти переговоры», — подчеркнул Крутихин.
Отметим, что на днях глава «Газпрома» Алексей Миллер заявил о том, что вопрос «Южного потока» уже закрыт, единственным маршрутом поступления российского газа в ЕС остается «Турецкий поток». А для подключения к нему европейским странам нужно поторопиться, и самим строить газотранспортную инфраструктуру на своих территориях.
Вслед за этим вице-президент Еврокомиссии (ЕК) по Энергетическому союзу Марош Шефчович в интервью The Wall Street Journal сообщил, что планы Москвы построить трубопровод через Турцию в обход Украины для поставки газа в Евросоюз не сработают. Он мотивировал это тем, что заявленная мощность «Турецкого потока» в 63 млрд кубометров газа в год превышает спрос потенциальных клиентов, в том числе самой Турции и стран Юго-Восточной Европы.
Несмотря на это заявление, по мнению Крутихина, ЕК не ставит перед собой задачу помешать РФ и Турции.
«Для прокладки новой трубы и строительства «хаба» никакого согласия ЕС не требуется, это не трансграничный проект внутри союза. ЕК не ставит перед собой задачу помешать России и Турции: хотят строить у себя газопровод – пусть строят. Лишняя инфраструктура, созданная за российский счет, не помешает. А вот если она будет продлена внутрь ЕС, то работать она будет по правилам «Третьего энергетического пакета», — сказал аналитик.
Но если «турецкий хаб» «Газпрома» и будет построен, некоторые потребители на Балканах — Болгария, Черногория, Македония, Сербия и другие страны «могут соблазниться возможностью получать оттуда газ, но тогда им придется построить свои собственные отводы. Однако финансирование таких одиночных проектов и их регулирование «Третьим пакетом» остается под большим вопросом. ЕС такую инфраструктуру финансировать не станет», — считает Крутихин.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________
Что касается заинтересованности самой Турции в развитии энергосотрудничества с Россией, то она может преследовать несколько целей – от реализации давней идеи по превращению в энергетический центр в регионе за счет участия во всех крупных проектах, в том числе Южном газовом коридоре, и вплоть до попытки ускорения процесса вступления в ЕС.
По словам Крутихина, не исключено, что Турция использует этот вариант сотрудничества с Россией, чтобы показать ЕС, что у нее есть союзники помимо европейцев, и облегчить вступление в Евросоюз. «Но это явно не главное в расчетах Анкары. Она просто эксплуатирует страстное желание Кремля построить еще одну затратную и ненужную трубу», — резюмировал аналитик.
Напомним, что ЮГК предусматривает поставки азербайджанского газа со второй стадии разработки крупного газового месторождения «Шах Дениз» в Европу через территорию Турции. Проект включает в себя расширение Южно-Кавказского газопровода, строительства двух новых газопроводов — Трансанатолийского (TANAP) и Трансадриатического (TAP). Общая стоимость этих проектов, включая финансирование Стадии-2 разработки месторождения «Шах Дениз», оценивается почти в $48 млрд.
Азербайджанский газ поступит в Турцию по TANAP в 2018 году, а после завершения строительства ТАР, газ поступит в Европу приблизительно в начале 2020 года.