«Сколько еще неприятных моментов переживут поставщики и закупщики?»

В очередном интервью нашему порталу Вадим Потрашков анализирует, почему так затянулись процессы организации работы электронных площадок, какие новшества в законодательстве нас еще ожидают, есть ли «свет в конце туннеля». Продолжить дискуссию планируется на II Международной конференции «Биржевой и внебиржевой рынки нефтепродуктов РФ».
— Как Вы оцениваете сегодняшнее положение, что на одних площадках правительство дает распоряжение реализовывать нефтепродукты (СПбМТСБ), а на других (Сбербанк) дано распоряжение осуществлять закупки нефтепродуктов?
— Во-первых, здесь путаница произошла с самого начала: биржа для реализации нефтепродуктов два года назад была уже выбрана МЭРТом. И эта биржа была — ЗАО «Санкт-Петербург», более того, там реализован функционал, построенный по правилам проведения торгов, которые утверждены специальным межведомственным комитетом в состав которого входили и ФАС, и МЭРТ. И лишь затем появилась биржа СПбМТСБ.
С отбором площадок для госзакупок в этом году – похожая история. По завершении «отбора» было выбрано пять операторов площадок — Сбербанк, ММВБ, РТС, операторы площадок Правительств Москвы и Татарстана, но сразу же после этого руководителем ФАС было заявлено, что, оказывается, будет и шестая (!) площадка, которая даже не подавала заявку на этот отбор. Озвучено было, что это как раз будет СПбМТСБ, где и нужно торговать нефтепродуктами, в том числе и для госнужд. В итоге, у меня такое ощущение, что левая рука не знает, что делает правая. Движения очень много, а рационального результата не видно, хотя при этом в корпоративном секторе, на аукционах и электронных конкурсах нефтепродуктами активно торгуют, но на других площадках.
— Как обстоят дела с торговлей нефтепродуктами на внебиржевых площадках
— Как я говорил уже выше, дела обстоят хорошо, если говорить не об уполномоченных торговых площадках, а о других, которые работают, в основном, в корпоративном секторе, а до недавнего времени и в государственном, там, где закупались нефтепродукты на аукционах по 41 статье 94-го Федерального Закона, все было нормально, успешно и эффективно. В корпоративном секторе все также нормально, успешно и эффективно идет и в настоящее время. Многие нефтяные компании довольны реализацией своих продуктов на площадках, а корпоративные закупщики — результатами своих закупок нефтепродуктов.
— Тем временем подошли сроки окончания тестирования уполномоченных площадок для госзакупок. Ваша оценка итогов?
— Видимо, Вы говорите о сроках проверок соответствия площадок заявленным требованиям. Эти сроки прошли 1 июля. Ни мне, ни моим коллегам достоверно ничего неизвестно о том, кто эту проверку проводил, как ее проводил, каковы ее результаты. Конечно, можно догадаться, как это проводилось, но только догадаться, достоверно ничего неизвестно. Требования ТЗ были высокими, но выполнимыми. Кстати, и наша система (которая не попадает в число отобранных правительством пяти) также этим требования соответствует. Поэтому сомневаться в итогах тестирования у меня нет оснований. Эта техническая проверка или технический аудит, я считаю, не самая большая сложность в организации эффективных государственных закупок.
— Обратило ли государство внимание на злоупотребления при отборе площадок?
— Да, обратило. Я своими глазами видел, заключения соответствующих ведомств, которые легли на стол Медведеву. Ну и все. Видимой реакции не последовало. Дела в суде, как видите, «бултыхаются», сроки все более затягиваются, по принципу, «осел или падишах, кто-нибудь из них да помрет». К тому времени пока это все состоится, я думаю, вопрос перестанет быть актуальным.
А если серьезно говорит об этом отборе, то это вообще было что-то непонятное. Борьба с коррупцией была начата ФАСом и Минэкономразвития с суперкоррупционноемкой процедуры. Ну, как можно было выбрать двух операторов, которые на момент отбора не имели никакой площадки, не то, чтобы какой-нибудь работающей плохо, а вообще никакой. Выводы делайте сами.
— Как же будет развиваться дальше ситуация с ЭТП?
— Думаю, разум должен победить. За ЭТП будущее, тут вопросов никаких нет. Но вопрос в другом, как скоро оно наступит, насколько граблей мы наступим на этом пути, сколько ошибок будет совершено, сколько государственных денег будет неэффективно потрачено? Сколько неприятных моментов переживут и поставщики, и закупщики, пока это все дело «устаканится» и будет идти в нормальном ключе.
— Каких новых поправок в законодательство можно ждать?
— Напомню, 94-й закон существует с лета 2005 года, ему ровно 5 лет, за это время был внесен 21 пакет поправок. Работа идет постоянно и поправки вносятся «ежеквартально». Вносятся они в таком большом количестве и в связи с тем, что процесс закупок достаточно сложный, и очень много технических моментов, которые нужно поправлять в результате приобретаемого опыта. Но есть и другие причины — выполняются конкретные заказы. Вот, как пресловутый 93-й закон, в который была внесена поправка, содержащая главу 3.1. На основе этой поправки, позднее, как раз и были определены те самые пять площадок. При этом было сделано все, чтобы избежать публичного обсуждения данной поправки — она была замаскирована под эгидой закона о проведения саммита во Владивостоке в 2012 году.
А если говорить о том, что ожидается и, что можно назвать конкретно? Да самые разные! Вот, например, мы сейчас работаем над новым пакетом.
Первое, чего хотелось бы добиться – это того, что, если аукционы по главе 3.1. так уж нужны, то оставить и аукционы другого типа, условно назовем их «простыми». А для этого нужно просто доработать 41 статью — снять ограничения по цене, установить шаг аукциона, установить применение при этом ЭЦП и, если нужно, то и обеспечений заявок. И тогда время покажет, какой порядок лучше.
Вместе с тем у нас в законодательстве сейчас прописано, что в электронном виде предусмотрено проводить только аукционы, а будущее за проведением всех торгово-закупочных процедур в электронной форме.
И здесь я хотел бы сказать, что раньше электронные закупки критиковали. Говорили, что мы все еще к этому не готовы – не решены все вопросы, связанные с ЭЦП, не у всех есть Интернет, непонятно как организовать юридически значимый документооборот и т.д. Поэтому для электронных торгов выбрали самую примитивную процедуру – аукцион. Ввели ограничение по цене, искусственно ограничивали номенклатуру, сказали, что ЭЦП и обеспечения не нужны, заодно забыли предусмотреть шаг, и вот это убожество считалось единственно возможным способом проведения электронных государственных закупок.
Но сегодня все кардинально изменилось! Артемьев заявил, что не менее 70% госзаказа будет размещено в форме электронных аукционов. Значит, сегодня мы полностью готовы перейти на электронные торги! Кроме того, в нынешних аукционах предусмотрен и полноценный электронный документооборот. Да и ограничения по цене сняты. Все это говорит о том, что и конкурсы, и котировки можно и нужно проводить в электронном виде, и это, наверное, можно делать на тех площадках, где они уже много лет успешно проводятся. А по главе 3.1. аукционы пусть проходят на тех площадках операторы, которых уже отобраны!
Вот эти изменения нужно ждать.
И еще одна поправка. Допустим, все согласились, что 3.1. — это хорошая глава, великолепные операторы, все пятеро очень хорошие, даже шестой дополнительный — тоже. Но почему они открывают счета для сбора обеспечений заявок на аукционах в коммерческих банках? Почему они этого не делают в казначействе?
Казначейство сейчас и ЭЦП госзаказчикам выдает, и реестр госконтрактов будет вести, так пусть и за деньгами (за обеспечениями) присмотрит! Тогда станет понятно, кто действительно готов быть оператором госаукционов, а кто откажется от этой почетной роли.
Вот те направления, в которых стоит ожидать поправок.
Интервью подготовила Екатерина Майкова
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
8 комментариев
  1. Не видно помощи со стороны государства в развитии электронной торговли, напротив, оно только усиливает путаницу.

  2. Думаю дело не «устаканится»… Обратило ли внимание государство на коррупцию при отборе площадок? Не знаю. А зачем? Государство – это кто? Безликий муравейник монстров от бюрократии или абсолютно понятные, но не названные лица? Лица заинтересованные. Да, проделана работа. Да, легли бумаги. Да, что-то там такое перекладывается со стола на стол. Что мы здесь видим? В первую очередь, отбор площадок высветил тёмные углы нашей жизни. И самый отвратительный из них — коррупционный союз чиновников и бизнеса, когда одни наживаются, а другие кормятся. В последние годы на повестке дня в отношении ЭТП властью было провозглашено как минимум два лозунга: борьба с моральной (и материальной) коррупцией и модернизация. Разворачиваются какие-то дебаты там и сям: как успешно это проделать, и какими средствами? Однако дальше дискуссий дело не идёт. И не пойдет. Почему? На мой взгляд, потому что органы и структуры, которые обязаны принять к исполнению и реализовать эти задачи, на самом деле делают все возможное, чтобы процесс пошел другим вектором. Они заинтересованы в согласованном разделе. Это едва ли не самая характерная черта развития электронной торговли в нашей стране. И не только электронной. Есть правила игры. Правила поднебесной. Правила, о которых мы догадываемся. Понимаете? Иногда нам дают возможность поучаствовать. Ну, так. Для галочки. Но августейший замысел все равно будет реализован и наша воля, наши челобитные, наши потуги тут ничего не решают. Разум не победит.

    1. Была ли коррупция? Это пока не доказано. Хотя, конечно, выглядит очень похоже.

      1. Если что-то выглядит, как коррупция и приводит к таким же результатам, как коррупция, то с большой долей уверенности можно сказать, что это она и есть.

  3. Я так понял, что продолжить дискуссию планируется на II Международной конференции «Биржевой и внебиржевой рынки нефтепродуктов РФ»? Хотелось бы задать там нескромные вопросы.

    1. Думаю, что эта тема станет одной из основных на конференции. Участникам рынка нужно понять позицию государства. Сейчас действия по регулированию электронной торговли нефтепродуктами вызывают растерянность и недоумение.

  4. А может вообще не приглашать сорудников гос. оранов на данную конферению? Что бы ненаводить «тень на плетень». Может быть устроить реальный «мозговой штурм» с помощью настоящих специалистов отрасли. И уже затем сформировать предложения по развитию экономики в энергетичекой отрасли?

    1. Представители госорганов обычно делают выступление, отвечают на вопросы и быстро уезжают. Так что «мозговому штурму» они не помешают. Чиновникам некогда участвовать в дискуссиях.

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
В Югре планируют выйти на добычу нефти до 230 млн тонн в год
Первый заместитель губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Алексей Забозлаев сообщил, что ресурсный потенциал извлечения нефти в регионе оценивается более чем в 20 млрд тонн
США вновь стали главным поставщиком газа в ЕС
США в январе нарастили поставки газа в ЕС до максимума с мая 2024 года