«Рынка хеджирования у нас пока не существует»
– «МАГНАТЭК» работает на рынке нефтепродуктов более 15 лет. Ежемесячный оборот компании составляет около 4,5 млрд рублей, это примерно 150 тыс. тонн нефтепродуктов ежемесячно. В структуре продажи присутствуют все звенья: мелкооптовое звено представлено тремя нефтебазами в Подмосковье общим объемом 60 тыс. кубов, а крупнооптовое звено это – Москва и регионы.
–2009 год является поворотным в отрасли. Жизнь после кризиса налаживается, хотя много трейдеров ушло. Есть проблемы с оплатами, но рынок не упал. Компания ни один месяц не сработала в минус, объем продаж не сократился. Июль 2009 год стал рекордным для «МАГНАТЭК», в этот месяц мы реализовали 184 тыс. тонн светлых и темных нефтепродуктов.
– Эффект пока не понятен до конца, но, я думаю, это будет неплохо для рынка трейдеров. По крайней мере, уйдут непонятные ценовые «окна» на Уфе. Сегодня можно точно сказать, что отгрузка товара с приходом АФК «Система» стала происходить быстрее, сегодня в среднем она составляет 7 дней, ранее – 18 дней.
– В некотором роде это печальный факт, но мы ничего поделать не можем. Пусть госорганы с этим работают: если позволяют свершаться подобным сделкам, значит это – нормально. Трейдерам от этого не очень хорошо – мелкооптовые продавцы страдают от расширения ВИНКов, так как вертикально интегрированные компании монополизируют свое влияние в регионах.
– Компания участвует в торгах на всех электронных биржевых площадках. Это – Питерская биржа, МБНК. Присутствуем с самого начала и ждем большей ликвидности за счет захода нефтяных компаний и ресурсодержателей. Надеемся, что биржи будут развиваться, и их количество будет увеличиваться.
– Биржа на сегодня является одним из видимых и достижимых путей к большей либерализации и развитию рынка нефтепродуктов в нашей стране. Критически важно – наполнение биржи ресурсами и теми, кто сможет быстро и в любом рынке эти ресурсы покупать. Кроме того, я думаю, что бирж не должно быть несколько. Лучше одна, но с объемами всех ВИНКов и большим числом покупателей. Что касается внебиржевых электронных площадок, на мой взгляд, они, конечно, необходимы НК до тех пор, пока загруженность Биржи не достигнет нормальных объемов. Через внебиржевые площадки крупным компаниям проще продать свои объемы и, главное, можно это делать с более понятным алгоритмом. Но, в основном, компании прибегают к этим инструментам при падении рынка.
– К сожалению, нет, хотя очень бы хотелось. К примеру, рынка хеджирования у нас в стране еще не существует. Но появление и развитие такого рынка интересно для нас и мы понимаем, что использование подобных инструментов было бы полезно. Но нужно понимание того, кто эти услуги предоставляет. Мы пока этого не знаем. В основном, работаем на краткосрочных контрактах, являемся игроком спотового рынка. Купил-продал и ничего более.
– Мы покупаем у всех нефтяных компаний. Это – «Газпромнефть», «Газпром», ТНК ВР, «Сургутнефтегаз», «ТАИФ», «Роснефть» и уфимские давальцы.
–Так как наши основные продажи приходятся на центральные регионы, то соответственно, большая часть покупок происходит у «Газпромнефть», ТНК ВР, «ТАИФ».
– На внутреннем рынке конечно основные продажи приходятся на Москву, Северо-Западный регион, Черноземье, но в 2009 году мы сильно расширили границы наших продаж и на сегодня очень активно торгуем на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Эти регионы достаточно продуктоемкие, поэтому нам интересно присутствие во всех часовых поясах РФ. Несмотря на то, что ВИНКи увеличивают свою долю присутствия, мы не жалуемся. Ведь трейдеры – это необходимый механизм рынка. На экспорт ежемесячно отправляем в отгрузку небольшие объемы, в основном в направлении южных портов РФ.
– В России, как и в остальном мире, наблюдается перепроизводство темных нефтепродуктов. Продавая светлые нефтепродукты можно получить больше добавленной стоимости, соответственно, и налогов будет поступать больше. Поэтому я положительно отношусь к этой затее правительства. Но, как всегда, есть определенное «но». Заводам необходимо подготовиться, вложиться в оборудование для более глубокой переработки. Такие планы существуют, но требуется более внимательное отношение государства к этим планам и конкретные решения по стимулированию крупных и мелких производителей нефтепродуктов.