«России необходимо защищаться от возможного снижения цен на нефть»

Как будет дальше развиваться нефтяной рынок, в условиях, когда колебания на нем столь высоки? Предсказуемость событий – весьма низка. Один из сценариев предоставляет ведущий эксперт в области нефтепереработки, профессор РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, Михаил Левинбук. По его мнению, для прогноза событий надо рассмотреть, какую стратегию реализует сегодня США в области собственного обеспечения нефтью и топливом, а главное – в области переработки тяжелого нефтяного сырья. Михаил Исаакович озвучил свою позицию также на форуме «Малые и средние НПЗ – построение эффективной схемы производства и сбыта», который был проведен компанией «Восток Капитал» 4-5 июня в Москве.

М.И. Левинбук выступит также на конференции «Биржевой и внебиржевой рынок нефтепродуктов», которая состоится 4-5 октября в Москве. Организатором мероприятия выступит Oil.Эксперт
— Михаил Исаакович, каковы, на Ваш взгляд наиболее важные для нефтяного рынка пункты плана новой администрации Соединенных Штатов.
— Пакет антикризисных мер президента США в области энергетики, или «План Обамы», который был принят в феврале 2009 года, включает в себя более десятка положений. Однако основными являются меры призванные обеспечить энергетическую безопасность Штатов: снижение общего потребления нефти внутри страны, сокращение импорта топливного сырья, внедрение новых технологий «чистого» угля, биотоплив, получение энергии из альтернативных нефти источников сырья и другие.
Соответственно, США должны решить следующие задачи: обеспечить стабильность цен и объемов поставок сырья из альтернативных месторождений, необходимых для полной загрузки своих НПЗ; в течение 10 лет постепенно отказаться от импорта нефти из стран Персидского Залива и существенно сократить импорт нефти из Венесуэлы; полностью контролировать мировые цены на нефть через физические объемы поставок нефти и нефтепродуктов, а не через финансовые рынки.
Одним из основных звеньев в осуществлении данной стратегии является расширение объемов добычи и переработки битуминозной нефти Канады на действующих НПЗ.
— Здесь предлагаются какие-то принципиально новые подходы к технологии переработки нефти?
— Да, это фактический перенос процессов глубокой переработки нефти с НПЗ непосредственно на месторождения.
Далее — подготовка 5-6 типов стандартных смесей битуминозной нефти с продуктами облагораживания данной нефти и строительство отдельных нефтепроводов до НПЗ США для транспортировки той или иной смеси сырья.
Это делается для того, чтобы углубленная переработка стандартных смесей сырья на существующих конфигурациях установок НПЗ происходила без проведения значительных модернизаций. Данное инновационное нововведение позволит существенно минимизировать капитальные затраты и время при переходе НПЗ США на переработку тяжелой канадской нефти.
— Каковы последствия этих шагов для рынка в целом?
— Строительство всей инфраструктуры добычи и переработки битуминозной канадской нефти в США в объеме 120-150 млн т/год планируется закончить к 2013-2015 гг. при общем объеме инвестиций в 150 млрд долларов США. Это позволит США в дальнейшем поддерживать низкие мировые цены на нефть, за счет постепенного исключения из собственного импорта до 120-150 млн т/год нефти из стран Персидского Залива. Исходя из всего вышесказанного, понятен сегодняшний интерес к инновационной деятельности в американских нефтяных компаниях в добыче, транспортировке и переработке тяжелых нефтей.
Таким образом, выход из мирового финансового кризиса для США может быть связан со снижением цен на нефть по сравнению с существующими. Безусловно, это резко отрицательно скажется на развитии стран-нефтеэкспортеров и в частности нефтяного сектора (а также всей экономики) России.
— Как в связи с этим Вы оцениваете стратегию развития нефтяного комплекса России?
— Основным «ключевым» звеном стратегии развития нефтяного комплекса России сохраняется «нефтепроводная политика». Роль нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплексов страны в структуре экспорта остается на втором плане.

Однако есть и новый элемент в стратегии развития нефтепроводной политики — это диверсификация поставок нефти по новым направлениям (например, Китай, страны АТР, Болгария, Греция и др.). Соответственно, с учетом падения добычи нефти в России основные капиталовложения будут направлены на разработку новых месторождений в Восточной Сибири, Каспийском регионе, а также в строительство высокозатратных новых нефтепроводов. Перед нефтепереработкой фактически ставится только одна основная задача: улучшение показателей моторных топлив в соответствии с нормами Евро-3, 4, 5, в ближайшей перспективе.

При этом, почему-то в России взят опыт введения экологических норм на моторные топлива в Европе, а не в США, хотя распределение плотности населения и вредные выбросы с автотранспорта в России лучше коррелируются именно с США. Ну, например, зачем вводить показатели Евро-5 в Якутии или районах Крайнего Севера , т.к. в данных районах экологическая обстановка не соответствует объемам вредных выбросов в крупных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Ростове, Екатеринбурге и др.
Модернизация малых и средних НПЗ в районах Крайнего Севера по нормам Евро-5 экономически нецелесообразна, т.к. приведет к закрытию таких заводов. Однако, транспортировать топливо в такие отдаленные регионы из центральных областей России экономически также нецелесообразно. Поэтому опыт США, в котором страна поделена на 5 основных зон с различным содержанием реформулированного бензина в общем бензиновом фонде изменяется в очень широких пределах (от 0 до 73 % отн.) и может быть очень востребован в России для сохранения малых и средних НПЗ.
— Существует ли какая-нибудь программа перехода российских НПЗ к глубокой переработке нефти?
— Четкой программы не существует. Нет также программы экспортозамещения сырой нефти на экспорт высококачественные продукты нефтепереработки и нефтехимии. На основных НПЗ России сохраняется экономическая политика нефтяных компаний по процессингу сырья на НПЗ, которая абсолютно не способствует модернизации заводов, увеличению производства высококачественной товарной продукции и внедрению энергоэффективных технологий переработки.
Кроме того, налоговая политика в области реализации нефтепродуктов внутри страны и на экспорт способствует сохранению производства и экспорта значительных объемов низкостоимостного топливного мазута и полуфабрикатных нефтепродуктов, вместо высокостоимостных продуктов нефтепереработки и нефтехимии. Нефтяные компании не вложили за последнее десятилетие существенных инвестиций в полную модернизацию российских заводов нефтепереработки и нефтехимии. Они направляли большую часть доходов от производственной деятельности данных предприятий в непроизводственные расходы. Здесь и лежит ответ в отсутствие интереса российских нефтяных компаний к инновационной деятельности.
Несмотря на то, что Россия добывает значительную долю сырой нефти и является лидером по добыче природного газа в мире, она практически не влияет на их ценообразование, оставляя роль лидеров в этом процессе США и Саудовской Аравии.
Могу сказать, что без организации мероприятий для существенного влияния России на мировые цены нефти и природного газа, масштабные инвестиции в крупные проекты по разработке, добыче и транспортировке сырьевых потоков в нашей стране становится экономически очень рискованными (т.к. средняя себестоимость добычи нефти в Персидском заливе в 15-20 раз ниже, чем в России).
— Могли бы подробнее рассказать об этих рисках?
— Есть огромное количество угроз, приведу лишь некоторые из них. Во-первых, громадные инвестиции в разработку, добычу и транспорт новых месторождений нефти в России могут быть экономически эффективными только при определенном уровне мировых нефтяных цен. Поэтому доминирование в идеологии ТЭК России нефтепроводной политики» обусловливает необходимость в первую очередь получить рычаги влияния на мировые цены на нефть и газ.
Кроме того, перевод в страны Персидского Залива новых мощностей мирового производства полуфабрикатов нефтехимической промышленности позволит США и Европе импортировать данные полупродукты по стабильным и низким ценам за счет создания новых конкурентных игроков в этой области для России, Китая и Индии.
Как я уже говорил, в последнее время США и Саудовская Аравия оказывают существенное влияние на ценообразование нефти в мире. Это значит, что «управление» мировыми ценами на нефть и природный газ позволит США существенно влиять на экономику России. В настоящее время цена на природный газ привязана к цене нефти и только широкое внедрение на мировых рынках производства и поставок сжиженного природного газа вместо строительства газопроводов позволит постепенно устанавливать цену на газ независимо от цены нефти.
В начале Вы отметили роль, которую США уделяют переработке тяжелых нефтей. А как с этим обстоят дела у нас?
— К сожалению, в России отсутствует хорошо отработанный в промышленности набор технологий по разработке, добыче, транспортировке и переработке таких нефтей. Было бы целесообразно направить инвестиции в проработку научных и инновационных исследований в этой области.
— Резюмируем, какие шаги нужно в первую очередь делать нашей стране?
— Доля сырой нефти, природного газа, нефтепродуктов в денежной структуре экспортных товаров из России составляет 65%.
Для решения задачи замещения продаж сырой нефти и природного газа на продажи высококачественных продуктов переработки надо кардинально пересмотреть отношение к науке и инновациям со стороны государства и нефтяных компаний. То есть от простого финансирования науки для получения общих знаний нужно перейти к инновационной деятельности — использование знаний в промышленности с целью проведения масштабной модернизаций для получения прибыли. Для решения этой проблемы роль государства в проведении инновационной политики должна быть существенно усилена (т.е. должен быть фактически введен госзаказ на процент внедрения российских инновационных технологий при полной модернизации НПЗ и других предприятий).
Масштабные изменения на рынках нефтяного сырья и полуфабрикатных нефтепродуктов могут произойти уже в ближайшие 4-6 лет.
Так что сроки на корректировку стратегии развития и приоритетных направлений инвестиций в нефтяном комплексе России крайне ограничены.
Распечатать  /  отправить по e-mail  /  добавить в избранное
2 комментария
  1. Россия — очень большая страна, в разных регионах условия сильно отличаются. Согласен с мнением Михаила Исааковича о том что, в некоторых регионах нет необходимости вводить нормы Евро-5. На миниНПЗ топливо такого качества получить практически невозможно, а миниНПЗ очень важны для удалённых, слабо заселённых территорий.

  2. А единственная возможность защититься от снижения цены — это фьючерсные контракты! Хотя можно и предоплату взять! Есть положительный опыт с Китаем! :) Новые «старые и забытые» схемы торговли.

Ваш комментарий

Войдите на сайт, чтобы писать комментарии.

Подробнее на IDK-Эксперт:
http://exp.idk.ru/news/world/za-pyat-mesyacev-iran-zakupil-bolee-1-mln-tonn-risa/430444/
Администрация Дональда Трампа может ужесточить нефтяные санкции против России (Видео)
США готовят новые санкции против «теневого флота» России. Об этом сообщает корреспондент Fox News.
Сийярто: Венгрия и Словакия увеличили поставки газа из РФ в обход Украины
Глава МИД Венгрии отметил, что пропускная способность трубопровода увеличена на 900 млн куб. м в год