Отмена экспортного эмбарго США спровоцирует глобальный экономический рост
Центр энергетической экспертизы представляет интервью со старшим аналитиком рынка The Price Futures Group (США) Филом Флинном. Эксперт расскажет о том, почему решение об отмене запрета на экспорт нефти из США не будет принято при администрации президента Обамы, и что случится с мировым рынком нефти, когда экспортное эмбарго все же будет отменено.
ЦЭЭ: Cейчас в СМИ идет очень много спекуляций на тему возможной отмены запрета на экспорт нефти из США в ближайшем будущем. Однако, все большее количество экспертов утверждают, что никакого решения не будет принято до следующих выборов президента США. Что Вы думаете?
Фил Флинн: Кажется, что все именно в эту сторону и движется. И демократы и республиканцы — очень многие из них – поддерживают отмену запрета на экспорт. Этот запрет не имеет смысла сейчас. Даже министр энергетики США Эрнест Мониц поддерживает отмену запрета. Я считаю, все дело только в политике. Президент Обама хочет, чтобы его Департамент торговли принял это решение. Обама не любит Палату представителей Конгресса, которая предложила разрешить экспорт, так как республиканцы составляют большинство этой Палаты. Все сводится к тому, кто именно отменит запрет. Обама против отмены, потому что ее предложили республиканцы.
Президент Ричард Никсон запретил экспортировать нефть из США временно, в ответ на арабское нефтяное эмбарго. Затем Конгресс подключился и сделал запрет постоянным. Президент Обама считает, что Министерство торговли должно отменить запрет, но Конгресс возражает: «Эй, подождите-ка секундочку, это мы ввели запрет, нам его и отменять!» Это глупые политические игры.
Таким образом, несмотря на то, что так много людей в США одобряют идею разрешения на экспорт нефти, в ближайшее время это вряд ли произойдет из-за политических игр.
ЦЭЭ: Если Президент Обама и его правительство сами считают, что запрет должен быть отменен, почему они этого не делают? Президент не хочет «раскачивать лодку» перед выборами?
Фил Флинн: Именно так. Президент Обама не хочет принимать решение, даже после того, как Министр энергетики говорит ему, что запрет нужно отменить, и даже после того, как исследование, заказанное администрацией Президента, показывает, что отмена запрета на экспорт нефти не только не поднимет цены на бензин в США, но в течение ближайшего десятилетия поможет снизить их и будет способствовать росту экономики страны. Можно было бы подумать, что этих аргументов вполне достаточно и запрет должен быть отменен немедленно. Но в мире президентской политики ничего не происходит. Возможно, это потому, что Обама хочет остаться в истории как «защитник экологии» и не хочет помогать нефтяной промышленности. Однако, с другой стороны, он хочет поставить себе в заслугу «энергетическую революцию» в США и увеличение объемов добычи.
Ситуация похожа на ситуацию с нефтепроводом Keystone: правительство США не говорит ни «да» ни «нет». Они решили ничего не решать. Будет ли решение об отмене запрета на экспорт нефти принято во время президентского срока Барака Обамы? Я не думаю, что кто-то в это верит.
ЦЭЭ: Как вы думаете, будет ли этот запрет отменен вообще когда-либо?
Фил Флинн: Конечно. Это всего лишь вопрос времени. Запрет на экспорт нефти – это древнее ископаемое. Министерство торговли США уже ослабило запрет, разрешив экспортировать конденсат – минимально переработанную легкую нефть. Так что запрет на экспорт трещит по швам.
ЦЭЭ: Когда запрет будет отменен в конце концов, что по-Вашему случится с ценами на нефть?
Фил Флинн: Я считаю, что возврат американской нефти на мировой рынок сделает его лучше, так как спрос на нефть именно такого качества, как у сланцевой нефти, очень велик в Европе и Южной Америке. Здесь в США большинство мощностей нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) оборудованы для переработки тяжелых сортов нефти. Поэтому большой объем легкой нефти, добываемой в США, идет в хранилища. Если бы нам было позволено продавать эту нефть на мировом рынке, это, скорее всего, повысило бы цены на местную нефть в США, или, по крайней мере, сократило разрыв в ценах между WTI и Brent. Со временем цены на бензин и дизель стали бы снижаться, так как европейским НПЗ стало бы легче производить эти продукты нефтепереработки. Снижение цен на топливо могло бы помочь мировой экономике, спровоцировать экономический рост — и это хорошо для всех. Хотя нефтедобывающие компании и боятся возвращения американской нефти на мировой рынок в краткосрочной перспективе, в долгосрочной перспективе экономический рост поможет увеличить спрос на нефть.
ЦЭЭ: Долгосрочный сценарий выглядит оптимистично, как насчет ближайшего будущего? Насколько приток американской нефти на рынок может понизить и без того низкие цены?
Фил Флинн: Отмена запрета на экспорт нефти из США понизит цены на мировом рынке, возможно, примерно на $5 за баррель. Но опять же, хочу подчеркнуть, что мы не должны концентрироваться на кратковременных колебаниях цен. Иногда страны-производители нефти страдают близорукостью и сами создают себе проблемы. Например, когда ОПЕК сократила объемы добычи во время финансового кризиса, они, возможно, продлили свои страдания. Если бы они перетерпели немного, мировая экономика восстановилась бы гораздо быстрее, и они бы заработали намного больше денег на росте спроса на нефть, нежели на сокращении добычи и повышении цен в условиях замедления экономики.
Сейчас мы видим переизбыток нефти на рынке, и необязательно потому, что мы производим так много нефти. Причина в том, что мировая экономика замедлила рост. Многие думают, что спасением от низких цен на нефть является снижение объемов добычи, но иногда самое лучшее, что можно сделать – это позволить рынку сделать то, что нужно, сократиться, и затем это сокращение принесет новый виток экономического роста и увеличения спроса на нефть, и хорошие времена вернутся. Хороший пример — 1999 год. Цены на нефть резко упали, ОПЕК и Россия были раздавлены, но затем рост экономики и спроса на топливо привели к крупнейшему нефтяному буму в истории, и через пару лет нефтяные компании получали такие прибыли со своей нефти, какие им даже и не снились никогда.