«Нужно стимулировать развитие рынка, а не пытаться управлять им»
Тема развития электронных площадок звучит сегодня все чаще: обсуждается участниками рынка, в министерствах и ведомствах, в Госдуме. Одна из важнейших областей, где будут применяться торговые площадки – проведение аукционов для госзакупок. На днях появилась информация о том, что Правительство планирует определить органы, которые будут уполномочены провести отбор конкретных площадок.
За комментариями мы обратились к Вадиму Потрашкову, руководителю проекта «В2В-Энерго».
— Вадим, в Правительство направлен проект постановления о порядке отбора электронных торговых площадок. Ваши комментарии по этому поводу, каково может быть влияние на рынок?
— Действительно, проект подготовлен и представлен на утверждение в Правительство. Суть проекта: уполномоченный орган в лице Минэкономразвития, выберет на основе конкурсного отбора ограниченное количество площадок для организации всех государственных и муниципальных закупок в форме открытого электронного аукциона.
Перечень товаров охватывает действительно всю номенклатуру — от канцелярских товаров до капитального строительства.
Перечень товаров охватывает действительно всю номенклатуру — от канцелярских товаров до капитального строительства.
Для проведения отбора будет сформирована межведомственная комиссия, в которую войдут помимо Минэкономразвития также ФАС, Минсвязи и Минобороны. Комиссией будет выбрано ограниченное количество площадок, а именно пять.
Сразу возникают вопросы: почему именно пять площадок, чем это обосновано? Почему только представители названных министерств и ведомств будут их отбирать?
Планируется, что выберут эти площадки на пять лет. Для оказания информационных услуг, например, это – гигантский срок. Вместе с тем, положения постановления таковы, что с любой из уже отобранных площадок могут легко расторгнуть соглашение. Здесь кроется почва для коррупции.
Планируется, что выберут эти площадки на пять лет. Для оказания информационных услуг, например, это – гигантский срок. Вместе с тем, положения постановления таковы, что с любой из уже отобранных площадок могут легко расторгнуть соглашение. Здесь кроется почва для коррупции.
— Какие основные площадки претендуют на участие в конкурсе? Как Вы оцениваете критерии конкурсного отбора?
— Назвать претендентов я не готов. Проблема в следующем: совершенно неопределенный подход к победителям уже после проведения конкурса. К примеру, после того, как вас выбрали, согласно постановлению, вас еще 6-7 месяцев будут проверять.
Процедура весьма запутанная, включающая в себя выездные проверки на соответствие заявленным данным.
Процедура весьма запутанная, включающая в себя выездные проверки на соответствие заявленным данным.
Еще один интересный момент: если пять площадок не отобраны, то в течение трех месяцев комиссия обязана провести такой же отбор по выбору недостающих площадок.
Но если с вами не заключили соглашение о сотрудничестве на основании предыдущего отбора, вас уже не допускают к следующему конкурсу. При этом федеральные органы оставляют за собой право изменять условия конкурсного отбора!
Но если с вами не заключили соглашение о сотрудничестве на основании предыдущего отбора, вас уже не допускают к следующему конкурсу. При этом федеральные органы оставляют за собой право изменять условия конкурсного отбора!
Вызывает удивление то, что критерии оценки выбора площадок распределены следующим образом: 20% — качество услуг, 25% — квалификация претендента, 55% — цена предложения. Складывается впечатление, что хотели выбрать пусть плохонькое, но подешевле.
Следующий вопрос состоит в том, что победившие площадки обязаны внести определенные средства в качестве обеспечения выполнения условий соглашения. Но размер этих средств не определен, хотя, судя по тексту постановления, вносить это обеспечение нужно на 5 лет.
— А в какой срок планируется провести отбор площадок?
— Все необходимо сделать до 1 июля, ведь с этой даты вступают в действие нормы законодательства, регулирующие правила электронного аукциона. В частности, это Федеральный закон от 30.12.2008 №308 о внесении изменений в Федеральный закон №94 о размещении заказов на поставки для государственных нужд.
— А как в целом Вы оцениваете изменения в 94-м Законе?
— Напомню, что за два года, с момента принятия Закона было принято уже десять пакетов поправок, причем часть из них – это внесения поправок в поправки, еще не вступившие в силу! В последних поправках есть и положительные и отрицательные стороны.
Сначала о положительных моментах. Решены некоторые технические вопросы, без которых аукционы не могли эффективно работать: установлен шаг аукциона, снимается ограничение по сумме, предусматривается аккредитация участников в системе.
Что касается моментов отрицательных: операторы площадок теперь должны бесплатно аккредитовать всех участников. Но речь ведь идет о десятках, а может быть и сотнях тысяч участников.
Сначала о положительных моментах. Решены некоторые технические вопросы, без которых аукционы не могли эффективно работать: установлен шаг аукциона, снимается ограничение по сумме, предусматривается аккредитация участников в системе.
Что касается моментов отрицательных: операторы площадок теперь должны бесплатно аккредитовать всех участников. Но речь ведь идет о десятках, а может быть и сотнях тысяч участников.
Между тем, аккредитация требует определенных затрат по сбору и обработке документов. Как это можно сделать бесплатно, я понимаю с трудом. Кроме того, такая аккредитация установлена на три года, на мой взгляд, при данном условии она теряет свой смысл.
Второй момент — комиссия, которую взимает оператор. Внятно в законе не сказано, это фиксированная сумма или процент? Если это процент, то, я считаю, что это противоречит здравому смыслу, потому что участнику аукциона придется закладывать этот процент в сумму контракта.
Второй момент — комиссия, которую взимает оператор. Внятно в законе не сказано, это фиксированная сумма или процент? Если это процент, то, я считаю, что это противоречит здравому смыслу, потому что участнику аукциона придется закладывать этот процент в сумму контракта.
Процентная комиссия приведет также к тому, что операторы не будут заинтересованы в снижении стоимости контрактов на закупки, а ведь это является одной из целей Закона.
Для того чтобы площадка была эффективной, должно быть большое количество участников, а следовательно, высокий уровень конкуренции.
Увеличению числа участников могла бы способствовать именно фиксированная абонентская плата. Возможно, следовало бы заменить комиссию, которая взимается с победителя, умеренной абонентской платой, возможно, платой за проведение аккредитации.
Для того чтобы площадка была эффективной, должно быть большое количество участников, а следовательно, высокий уровень конкуренции.
Увеличению числа участников могла бы способствовать именно фиксированная абонентская плата. Возможно, следовало бы заменить комиссию, которая взимается с победителя, умеренной абонентской платой, возможно, платой за проведение аккредитации.
— Ваша оценка, насколько сильное влияние должно оказывать государство в вопросе организации торгов?
— Государство должно осуществлять исключительно регулирующие функции. Что же получается в случае принятия проекта? Тот, кто отбирает претендентов, тот и контролирует. Если это делает ФАС, то жаловаться тоже в ФАС? Далее: мы победили в конкурсе, заключили соглашение и начали работать. А в постановлении сказано, что если мы нарушаем условия этого соглашения, то опять-таки ФАС сама может решать, насколько серьезно наказывать: негласно подвергать площадки штрафам и расторгать соглашения по суду таким образом, что после этого вы никогда уже не сможете стать оператором.
Оператор системы находится практически в полной зависимости от госоргана. А откуда известно, что именно эти органы могут принимать адекватные решения, в частности, в вопросах организации электронных торгов и IT-технологий?
Оператор системы находится практически в полной зависимости от госоргана. А откуда известно, что именно эти органы могут принимать адекватные решения, в частности, в вопросах организации электронных торгов и IT-технологий?
Проблема также в том, что будут выбираться именно пять победителей. Если мы говорим о конкурсном отборе, то это само по себе странно, учитывая, что на всех этих площадках могут оказаться разные тарифы. И тогда вопрос к заказчикам: кого они будут выбирать для себя? По идее они должны выбрать самую дешевую площадку!
— Несмотря на все это, будет ли Ваша компания принимать участие в конкурсе?
— Принимать участие в конкурсе, конечно, будем. Было бы глупо этого не делать, ведь мы 6 лет на рынке. Я не вижу законных препятствий, для того, чтобы нам не пройти по конкурсу.
— Что произойдет с теми организациями, которые уже приобрели для себя системы госзакупок – ведь вложены деньги?
— Все эти сотни миллионов рублей будут просто выброшены на ветер. Но коренная причина этого не конкретный проект постановления, а законодательство прошлых лет, которое предписывало государственным и муниципальным заказчикам приобретать программные и аппаратные комплексы и налаживать свои локальные закупочные системы. Они были организованы в каждом регионе, чуть ли не в каждом муниципалитете, сейчас все это полетит на свалку.
— Каким образом планы правительства, которые мы обсудили, скажутся на действующих электронных площадках по торговле нефтепродуктами?
— С одной стороны, нефтепродукты включаются в перечень биржевых товаров, а Минэкономразвития уже определило биржу для госзакупок нефтепродуктов – это Биржа «Санкт-Петербург». Что касается внебиржевых электронных площадок, то те из них, которые не войдут в отобранные по конкурсу, потеряют заказчиков для госнужд.
— Какие меры необходимо предпринять, для создания нормальных условий по организации системы электронных аукционов?
— Уполномоченные органы должны разработать: справедливые правила для всех участников; исчерпывающий перечень необходимых документов; единые тарифы – умеренные, необременительные для участников и достаточные для операторов.
Вот это и было бы созданием тех самых условий. И вот тогда рынок сам отрегулирует этот важнейший сегмент размещения госзаказа. На рынке останутся самые продвинутые, развитые торговые площадки, построенные на самых передовых технологиях. Возможно, потом возникнет необходимость их объединения, но объединения единым государственным информационным брокером. Следовательно, нужно стимулировать развитие рынка, а не пытаться управлять им.