Минэкономразвития пыталось меня убедить, что мы слишком дешево оценили компанию
В минувшую пятницу рынок операторов подвижного состава претерпел коренные изменения: 75% акций «Первой грузовой компании» перешли от РЖД в руки частного оператора – «Независимой транспортной компании» Владимира Лисина. О том, как РЖД будет выстраивать отношения с новым владельцем «Первой грузовой компании», в интервью РБК рассказал президент монополии Владимир Якунин.
В пятницу состоялся аукцион по продаже 75% минус две акции «Первой грузовой компании». В случае решения о продаже оставшихся акций ПГК победитель аукциона выставит РЖД оферту. В течение какого времени РЖД намерено сохранять у себя блокпакет ПГК?
До тех пор, пока общество и правительство не убедятся в том, что новая конфигурация созданной модели грузовых перевозок работает надежно в интересах общества, а не в интересах отдельных частных компаний или отдельно ОАО РЖД, я считаю нецелесообразным рассматривать это предложение.
Как Вы считаете, участники аукциона могли просто договориться между собой, чтобы не переплачивать за пакет, а затем предусмотреть вхождение в ПГК третьего акционера?
Это уже их вопрос. Пусть как хотят, так и делают. Нам принципиально все равно.
Будете ли договариваться об аренде вагонов у ПГК и по какой схеме?
Если будут приняты нормативные документы, которые сейчас находятся в проработке, дающие РЖД право привлекать по необходимости вагоны частных владельцев для использования в едином парке, естественно, будем договариваться со всеми о том, какие вагоны и где нам будут нужны.
В.Путин заявил, что тарифы на железнодорожные грузовые перевозки с 1 января 2012г. планируется повысить на 6%. При этом РЖД будет оказана дополнительная государственная помощь в объеме до 40 млрд руб. в конце 2011г. При этом такой объем субсидий компания запрашивала в случае индексации тарифа на 7,4%. Просчитывался ли объем потерь РЖД в случае введения тарифа на уровне 6%? За счет каких механизмов могут быть компенсированы эти средства?
Очень просто считается. Каждый процент — примерно 10 млрд руб. Это потери, которые мы понесли, получается 14 млрд руб. Откуда их брать? Мы просто будем сокращать инвестиционную программу, будем сокращать соответственно и капитальный ремонт. Чудес-то не бывает.
То есть на следующий год инвестпрограмма может быть пересмотрена?
Нет. Ту инвестиционную программу, которую мы сейчас подготовили (на 2012г. ее объем составит 411,6 млрд руб.), мы сверстали с учетом и продажи ПГК, и тех дополнительных субсидий, которые нам дают, и с учетом этого тарифа. То есть мы сбалансировали свой бюджет, но, как я уже говорил, дефицит относительно стратегии развития железнодорожного транспорта до 2015г. составляет 400 млрд руб.
Одним из эффективных способов привлечения средств является продажа акций дочерних компаний. Рассмотрено ли предложение частных акционеров «Аэроэкспресса» о приобретении доли РЖД в компании? Проведена ли оценка пакета, сколько она составляет?
Да, рассмотрели. Позитивное отношение к этому выражено в моей резолюции. Мы хотели бы осуществить сделку до конца года или, по крайней мере, в I квартале 2012г. Я пока не имею данных об оценке, но полагаю, что она будет, как показал опыт ПГК, объективной. По ПГК Минэкономразвития пыталось меня убедить, что мы слишком дешево оценили компанию, а факт показал, что это максимально возможная оценка. Именно поэтому и не было никакой особой торговли, все считали: возврат средств, оплата кредитов — и вот результат. Каков есть, таков есть. Возьмите условия кредитования Сбербанка. Он предложил кредит под 15%. Посчитайте на всю сумму — 125 млрд руб. — и будет понятно, какие деньги компания должна зарабатывать только для того, чтобы покрывать годовой процент, а ей еще надо возвращать тело кредита. Не надо быть математиком высшей пробы, чтобы убедиться в том, что дальше по цене идти просто нельзя.
По поводу других «дочек». Принято ли решение о продаже «Трансгрупп АС» доли РЖД в «РейлТрансАвто»?
По «РейлТрансАвто» у меня пока таких предложений не было. Поймите, когда мы приватизируем какие-то активы и выходим из них, мы практически не сокращаем расходы, но лишаем себя источников доходов. Это означает, что ровно за той суммой, на которую мы сократили источник дохода, мы должны будем обращаться к государству с просьбой дотировать инфраструктуру. Возникает вопрос: что лучше? Либо государство принимает на себя всю финансовую ответственность по поддержанию модернизации и развития инфраструктуры, либо мы развиваем доходные виды бизнеса, которые позволяют получать дополнительные доходы и тем самым сокращать наши требования к государству о дополнительном дотировании.
Как известно, Вы будете занимать пост главы РЖД еще минимум четыре года. Как Вы видите свою дальнейшую деятельность? Может быть, планируете попробовать себя на политическом поприще?
Я никогда не рассматривал для себя альтернативу той работе, которой я занимаюсь, потому что я человек весьма практического склада. Кроме того, я из Владимира — во времена лихие много кто прошелся по этой земле, и, хотя я всегда демонстрирую сдержанность, иногда даже холодность, я человек весьма эмоциональный. Мне в рамках политической структуры будет трудно совмещать мой характер с теми задачами, которые я бы считал необходимым реализовать. Так что лучше я доведу до ума тот проект, за который отвечаю. Что же касается общественной деятельности, я удовлетворен тем, что мы делаем по линии фонда Андрея Первозванного, удовлетворен своей небольшой научной деятельностью. В этом и выражается мое стремление быть активным гражданином нашего общества.
Как обстоят дела с хоккейным клубом «Локомотив»?
Мы выполнили все свои обязательства перед семьями погибших, перевели соответствующие деньги, теперь уже сам клуб завершает эту работу. Мы очень тронуты той поддержкой, которую и рядовые граждане, и спортивная общественность продемонстрировали в этой трагедии. Сейчас активизирована работа по нашей молодежной команде, чтобы вырастить новых игроков. Я надеюсь, в следующем хоккейном сезоне мы уже сможем представить восстановленную команду. Конечно, потребуется время, чтобы игроки нового состава добились таких же успехов, как их предшественники. Однако я уверен: поддержка, которую получает команда ХК «Локомотив» — залог того, что она этого добьется.