Куда движется нефть и куда движется ОПЕК?
Bassam Fattouh, директор Oxford Institute for Energy Studies спорит с экспертами, которые заявляют, что сланцевая промышленность доминирует над ОПЕК до такой степени, что международная организация не играет больше существенной роли на нефтяном рынке. О своей позиции он рассказывает в данном интервью.
Учитывая мощь сланцевой промышленности, сохраняет ли ОПЕК способность регулировать мировой рынок нефти?
Вне всяких сомнений, практическая роль ОПЕК на мировом рынке нефти существенно изменилась. В рамках самой организации, объемы добычи нефти такими производителями как Нигерия и Ливия стали еще менее предсказуемыми. Возвращение на рынок Ирака с его мощной инфраструктурой, низкими производственными затратами и амбициозными планами по увеличению нефтедобычи, равно как планы Ирана по наращиванию производства в свете отмены санкций, еще больше усложнят работу ОПЕК.
Вне ОПЕК имеются другие сложности — краткосрочный инвестиционный цикл инвестирования в США и сланцевая промышленность создают дополнительные препятствия. Но это не означает, что ОПЕК утратила свою роль важного регулятора. Идея о том, что сланцедобытчики из США будут легко преуспевать при любой цене на нефть, превышающей $50 за баррель, является преувеличением. Даже при нынешних ценах на нефть бизнес модель сланцедобывающих компаний доставляет им, как минимум, неудобства.
В то же время, ОПЕК требуется модернизировать свою стратегию. Помимо того, чтобы устанавливать минимальную стоимость нефти, ОПЕК следует начать регулировать и максимальную цену на нефть. ОПЕК нужно постоянно тестировать ценовой потолок, чтобы максимизировать доходы. Для этого понадобится новый способ мышления, разработка новых инструментов и более эффективная коммуникационная стратегия.
Будет ли соглашение ОПЕК вновь продлено?
В настоящий момент рынок демонстрирует очевидные признаки перебалансировки, обусловленной успешными действиями ОПЕК по ограничению объемов добычи нефти, а также увеличением спроса на нефть.
Перебалансировка выражается в усилении календарных спредов и дифференциалов. Но цены начали расти только недавно. Я думаю, что ОПЕК внимательно будет следить и анализировать состояние рынка, прежде чем принимать решение о продлении срока действия ограничений.
Рынок больше всего обеспокоен тем, что произойдет после истечения срока действия соглашения — будь то в марте следующего года или позднее. Существует мнение, что как только срок действия сделки подойдет к концу, производители начнут новую войну за позиции на рынке и затопят рынок нефтью. Я лично не считаю этот сценарий наиболее вероятным. В конце концов, все производители заинтересованы в аккуратном и безопасном выходе из сделки.
Кроме того, есть страна, которая в одиночку может существенно повлиять на баланс на мировом рынке нефти — Саудовская Аравия. Это обусловлено рядом причин, связанных с особенностями внутригосударственной экономической политики и с международной позицией королевства. Я не думаю, что Саудовская Аравия захочет рисковать устоявшимся балансом на рынке, особенно после всех проделанных усилий. Да и вообще, сейчас нет каких-либо очевидных причин менять стратегию государства.
Как можно мотивировать производителей соблюдать квоты по ограничениям на добычу нефти?
Важно рассматривать текущие ограничения в историческом контексте. По сравнению с предшествующими аналогичными сделками, уровень исполнения нынешней является весьма высоким. Конечно, для тех производителей, которые исполняют квоты на 100%, весьма неприятны действия их коллег, пытающихся улучшить свои позиции на рынке за счет не совсем добросовестного исполнения условий соглашения. Но такого рода конфликты нужно разрешать за закрытыми дверями. Такой метод работает, о чем свидетельствует недавний опыт с ОАЭ и Ираком. В условиях хрупкой ситуации, когда преобладают “медвежьи настроения”, ключевые производители не имеют права сеять сомнения касательно соглашения или создавать впечатление, будто они намереваются изменить свою стратегию из-за недобросовестного исполнения соглашения со стороны других участников. Такого рода сигналы лишь усилят медвежью тенденцию.
Насколько вредителен оказался конфликт между Советом сотрудничества арабских государств Персидского залива и Катаром?
До сих пор влияние конфликта на мировой рынок нефти умалчивалось. Кроме того, нельзя сказать, что данный конфликт как-то повлиял на ОПЕК.
Но даже если бы Катар хотел выйти из ОПЕК — в чем я сильно сомневаюсь — необходимо учесть, что страна производит 0.6 миллиона баррелей нефти в день, и с 2008 года данный показатель постоянно снижается. Новых нефтяных проектов у Катара нет, а показатели инвестирования невелики. Так что Катар явно не сможет увеличивать производство больше чем на 10,000 — 20,000 баррелей в день. А эти цифры не слишком влияют на баланс на мировом рынке нефти.
В то же время, общий показатель спроса на нефть в Катаре (для реактивного топлива), существенно сократился, так как эмбарго со стороны его соседей серьезно ударило по ключевым секторам экономики — авиации и туризму. Спрос на нефть в Катаре и без того недостаточно велик не влияет на мировые рынки. Тем не менее, на региональном уровне снижение спроса на реактивное топливо будет иметь определенные последствия.
Что более важно — перспектива улучшения экономического взаимодействия в рамках Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, похоже, угасает, так как доверие между его членами ослабло. Это будет иметь негативные долгосрочные последствия как для Катара, так и для членов Совета. Такие инициативы как усиление торговли, инвестирование в целях развития региона и диверсификации экономик теперь под сомнением.
Повлияет ли изменение показателей спроса на стратегию ценообразования?
В настоящий момент нет признаков, свидетельствующих о том, что Саудовская Аравия намеревается изменить ныне действующую систему. Хотя имеются сомнения в эффективности использования Dubai Platts для определения цен на нефть. Учитывая, что основной рост спроса происходит за счет стран Азии, Саудовская Аравия сделает все возможное, чтобы сохранить свою конкурентоспособность на Азиатском рынке.
Вне всяких сомнений, конкуренция возросла, так как всё большее число экспортеров направляют свою нефть в Азию. Следовательно, все производители исследуют новые способы более эффективной продажи своей нефти. Кроме того, отрасль нефтепереработки в Азии за последнее время усложнилась, так как теперь нефтеперерабатывающие заводы имеют возможность получать нефть из любой точки мира.
Насколько важными могут оказаться заявления Трампа в отношении Ирана?
В прошлом году многие эксперты сомневались в том, что ОПЕК удастся заключить соглашение из-за сложных отношений между Ираном и Саудовской Аравией. Но теперь это не является такой уж проблемой. В настоящий момент производственные возможности Ирана ограничены. Для увеличения объемов производства, стране придется привлекать прямое иностранное инвестирование и технических экспертов, а на это требуется время. Я не вижу причин, почему ОПЕК могла бы захотеть отмены санкций в отношении Ирана. Это создало бы дополнительное напряжение, которое для ОПЕК вовсе не нужно.