«Газпром нефть»: Современные НПЗ должны быть гибкими
Михаил Антонов, руководитель дирекции нефтепереработки «Газпром нефти», рассказал в интервью о ходе модернизации НПЗ компании, а также о том, как «Газпром нефть» оценивает перспективы спроса на нефтепродукты.
— «Газпром нефть» продолжает модернизацию своих НПЗ: какие проекты компания планирует завершить в ближайшее время?
— На Московском НПЗ (МНПЗ) мы введем в эксплуатацию сложнейший комплекс «Евро+», который возводился несколько лет. Сейчас работы по строительству находятся на завершающей стадии. Комплекс состоит из новой установки первичной переработки нефти мощностью 6 млн т/год, установки риформинга, которая позволит производить высокооктановый компонент бензина, блока гидроочистки дизельного топлива и ряда вспомогательных объектов. Благодаря такому решению мы сможем вывести из эксплуатации сразу пять установок прошлого поколения, повысив не только энергоэффективность, но и экологические характеристики всего предприятия. Проект уникален еще и тем, что новый комплекс построен он находится на территории действующего завода, среди других установок. Отдельные подсистемы комплекса будут готовы уже в текущем году, запуск в эксплуатацию «Евро+» планируем в 2020 г.
— Ранее сообщалось, что инвестиции «Газпром нефти» в проект «Евро+» составят 98 млрд руб., эта сумма актуальна?
— Стоимость капиталовложений не изменилась, мы придерживаемся графика.
— Какие результаты ожидаются после введения в строй установки «Евро+»?
— Прежде всего, появится возможность увеличить экономическую эффективность работы предприятия. Загрузка Московского НПЗ возрастет до 12 млн т/год. Текущая загрузка составляет около 11 млн т/год, оптимальная загрузка рассчитывается в зависимости от оперативных планов производства. Благодаря вводу в эксплуатацию современных установок, входящих в состав «Евро+», увеличится как четкость разделения нефти, так и отборы на облагораживающих процессах. Все это позволит повысить объем выработки моторного топлива. Новая установка каталитического риформинга, входящая в состав комплекса «Евро+», позволит производить риформат — компонент автомобильного бензина с октановым числом 104. Таким образом, и Московский НПЗ вслед за Омским НПЗ сможет производить автомобильный бензин G-Drive 100. Кроме того, за счет процесса изодепарафинизации «Евро+» даст возможность производить зимнее дизельное топливо, в том числе арктических сортов.
— Насколько вырастет выпуск основных нефтепродуктов в результате запуска «Евро+»?
— Если говорить о показателях, мы сможем увеличить выпуск дизтоплива, в том числе зимнего, в полтора раза — до 3, 2 млн т/год с 2,1 млн т/год, а производство автомобильного бензина — до 2,9 млн т/год с 2,3 млн т/год. Производство авиационного керосина вырастет в два раза – до 1,4 млн т/год с 0,7 млн т/год.
— Будет ли спрос на такие объемы авиакеросина?
— Мы придерживаемся оптимистичной оценки. В Московском регионе спрос на этот продукт стабильно растет, наблюдается существенное увеличение авиаперевозок. Московский НПЗ расположен в центре Московского авиационного узла, и благодаря оператору авиатопливного бизнеса компании, «Газпромнефть-Аэро», у нас есть эффективные каналы сбыта и логистика.
— Когда будут готовы комплексы глубокой переработки нефти на МНПЗ и Омском НПЗ (ОНПЗ)?
— На Омском НПЗ в 2021 г. мы планируем завершить строительство комплекса первичной переработки нефти, установки гидроочистки, комплекса гидрокрекинга вакуумного газойля (ВГО), установки замедленного коксования. По сути, это завод в заводе, который требует масштабной сопутствующей инфраструктуры, она уже в высокой степени готовности. Активно ведутся строительные работы и на установке «Биосфера», благодаря которой степень очистки воды достигнет 99%.
На Московском НПЗ комплекс глубокой переработки нефти будет включать в себя два основных объекта — гидрокрекинг ВГО и установку замедленного коксования. Для нас гидрокрекинг необходим в том числе для максимизации выпуска качественного дизельного топлива Евро-5. «Газпром нефть» приступит к строительству комплекса в следующем году, завершить работы планируем в 2024 г.
— Когда завершатся главные проекты модернизации, ожидаете ли вы увеличения экспорта основных продуктов?
— Прежде всего в результате модернизации мы уходим от производства мазута, и это позволит повысить эффективность нашей переработки. Увеличение выпуска дизтоплива, часть которого у нас традиционно экспортируется, является результатом процессов модернизации. Думаю, что она внесет определенную лепту в увеличение экспорта, но все в первую очередь зависит, конечно, от объемов потребления на внутреннем рынке, который для нас является приоритетным. Пока на внутреннем рынке мы видим повод для осторожного оптимизма — прежде всего это связано с ростом грузовых перевозок и общей дизелизацией автотранспорта. Какие тренды будут в 2024 г., время покажет, но я думаю, что новые объемы дизельного топлива будут востребованы на внутреннем рынке. Основное — это повышение эффективности переработки и перевод оставшихся объемов темных продуктов в высококачественные и маржинальные продукты.
— Профицита светлых нефтепродуктов на внутреннем рынке не ожидаете?
— Прогноз спроса на светлые продукты зависит от вида продукта, по каждому из них — своя динамика. По дизельному топливу — в нашей стране традиционно был профицит, российские заводы экспортируют порядка 30—40 млн т/год дизельного топлива, и тот факт, что потребление продукта на внутреннем рынке растет, безусловно, является позитивным.
Керосин традиционно востребован на внутреннем рынке. По бензину другая история — в текущем году мы практически впервые столкнулись с насыщением рынка бензином. Однако компания готова к этим вызовам, потому что наши заводы обладают гибкостью, в том числе за счет выпуска продуктов нефтехимии и продажи отдельных компонентов. Иными словами, если продукт не востребован в качестве моторного топлива на внутреннем рынке, у нас есть возможность диверсификации корзины нефтепродуктов.
— Как налоговые изменения повлияли на темпы модернизации заводов компании? Ожидаете ли вы увеличения сроков реализации проектов?
— Программа модернизации НПЗ «Газпром нефти» стартовала в конце 2000-х гг., и все эти годы мы последовательно ее реализуем, несмотря на волатильность рынка и изменение налоговых условий. Для нас программа модернизации — в безусловном приоритете, потому что нам это позволяет не только повышать эффективность бизнеса, но и снижать воздействие заводов на окружающую среду. В краткосрочной перспективе эти эффекты могут быть неочевидны, но через десятилетие мы увидим, что наши ставки были правильными. Мы следуем графику программ модернизации, но считаем важным, чтобы правительство поддерживало переработку через налоговые стимулы.
— Многие участники рынка и отраслевые аналитики прогнозировали серьезное ухудшение экономики нефтепереработки и даже уход с рынка некоторых НПЗ в связи с завершающимся в 2019 г. налоговым маневром. Согласны ли вы с тем, что эффективность нефтепереработки продолжит снижаться?
— Апокалиптические сценарии не реализовались. Однако некоторое общее снижение показателей продаж автобензина в первом полугодии было, когда мы видели, что механизм обратного акциза не компенсировал разницу цен внутреннего рынка с экспортной альтернативой. В июле были приняты поправки относительно обратного акциза, сейчас мы наблюдаем, как это влияет на экономику проектов. Мы осторожно оптимистичны, но точно сможем говорить о результатах после окончания этого года.
А то, что мы вступаем в непростую фазу для нефтепереработки — это факт, и надо четко разделять переработчиков на тех, кто успел провести модернизацию, и тех, кто не успел. Думаю, будет происходить расслоение на группы отстающих и передовых заводов; это нормальный процесс, укладывающийся в общемировой тренд. Мы видим, что в Европе волатильность достаточно сильная, и отстающие заводы простаивают или даже закрываются, а передовые — с хорошим набором вторичных процессов нефтепереработки — продолжают работать. Я думаю, что в перспективе нас ждет примерное повторение этих трендов.
— Ожидаете ли вы закрытия заводов из числа отстающих?
— Разделение неизбежно будет, а что делать с неэффективными заводами — это решение их собственников.
— В январе 2020 г. вступают в силу более жесткие требования IMO к содержанию серы в судовом топливе. Как «Газпром нефть» к этому подготовилась? Какие планы по сокращению выпуска высокосернистого мазута?
— Мы уже несколько лет выпускаем на Омском НПЗ судовое топливо с содержанием серы 0,1%, тестируем производство. Со следующего года мы начнем промышленный выпуск судового топлива с содержанием серы менее 0,5%. После завершения строительства комплексов глубокой переработки на МНПЗ и ОНПЗ мы намерены полностью уйти от производства мазута. У нас будет материальная база для производства судового топлива, соответствующего новым требованиям, а за счет собственной портовой и бункеровочной инфраструктуры нашего предприятия «Газпромнефть Марин Бункер» мы повысим маржинальность всей цепочки создания стоимости.
— Как планируется использовать оставшийся высокосернистый мазут?
— Время покажет, какой объем высокосернистого мазута будет востребован на рынке. Однако, мне кажется, отказ от этого продукта будет постепенным, будет определенный переходный период. Сейчас обсуждается вопрос, будут ли действовать требования IMO 2020 при перевозках по внутренним водным путям, применять ли эти жесткие требования для внутренних перевозок. На ОНПЗ у нас высокая степень технологической готовности к завершению выпуска мазута уже с 2021 г. или 2022 г. В целом вся наша программа модернизации НПЗ направлена на отказ от выпуска мазута, поэтому данный вопрос в ближайшие годы потеряет для нас какую-либо актуальность.
— Одной из тенденций развития мировой нефтепереработки является растущая интеграция с нефтехимической отраслью. Как «Газпром нефть» оценивает эти перспективы? Рассматривает ли компания какие-то возможности для инвестиций?
— На двух наших заводах неплохая интеграция с нефтехимией уже есть. У нас есть совместные предприятия с «Сибур Холдингом», на которые мы уже поставляем отдельные компоненты для производства продуктов нефтехимии, также мы производим значительные объемы ароматических углеводородов. Мы планируем использовать в производстве увеличивающиеся объемы газа, ШФЛУ и СУГ, которые являются оптимальной базой для нефтехимии. В перспективе как один из возможных вариантов развития направления нефтехимии мы рассматриваем реконструкцию некоторых установок каталитического крекинга на наших НПЗ под нефтехимические процессы.
Возвращаясь к вопросу о возможном профиците бензина: как будет развиваться рынок – покажет время. Для современного завода очень важно иметь гибкость, и с точки зрения инвестиций мы можем выбирать те варианты, которые позволят уходить в сторону производства моторного топлива, или направлять сырье на нефтехимию. Развитие нефтехимии заложено в долгосрочную стратегию компании до 2030 г., и к этому времени мы рассчитываем повысить долю продуктов нефтехимии до 15% в общем объеме производства, что отвечает актуальным мировым тенденциям в сегменте downstream.
Ежедневный прогноз ценовых колебаний на 27 декабря 2019