«ФАС будет ориентироваться на цены торговых площадок».
Одним из самых громких событий на рынке летом-осенью прошлого года стало возбуждение Федеральной антимонопольной службой России дел против нефтяных компаний, связанных с ростом цен на топливо. Каковы итоги разбирательств с нефтяниками, как организована система мониторинга службы, каковы возможные средства защиты рынка от непредвиденных скачков цен – обо всем этом мы попросили рассказать заместителя руководителя ФАС Анатолия Голомолзина
— Анатолий Николаевич, расскажите, пожалуйста, о том, каким образом в настоящее время организована система мониторинга ФАС, как фиксируются нарушения антимонопольного законодательства? Нуждается ли система в совершенствовании?
— Основой системы мониторинга является деятельность территориальных управлений службы. Мониторинг проводится в еженедельном режиме с применением необходимых электронных средств. Специализированное управление на основе представительной выборки поставщиков нефтепродуктов формирует информацию, мы ее анализируем, смотрим, каким образом меняются условия конкуренции, выносим соответствующие решения и направляем в территориальные органы, которые, в случае необходимости заводят дела.
Систему мы совершенствуем постоянно. Например, мы реализовали собственную разработку по формированию индекса цен на нефтепродукты, где провели анализ формирования себестоимости нефтепродуктов на рынке, а также возможность ведения учета затрат и доходов компаний рынка. У нас есть реестр организаций, которые занимают долю на рынке свыше 25%, как в целом по России, так и по регионам. Каждая из них обязана отчитываться по форме статистической отчетности 1.0. Нефтяные компании также попадают в этот перечень.
Мы постоянно совершенствуем работу с исходными данными — используем не только ведомственную статистику, но и данные основных аналитических агентств. Все это позволяет нам делать надежные выводы, работа приносит конкретные результаты.
Например, в феврале 2008 года удалось проконтролировать график проведения ремонных работ на НПЗ. ФАС смогла предотвратить ситуацию, когда одновременно несколько заводов встают на ремонт, и возникает дефицит топлива. В этот период мы вели мониторинг рынка топлива в ежедневном режиме, постоянно проводили селекторные совещания.
Например, в феврале 2008 года удалось проконтролировать график проведения ремонных работ на НПЗ. ФАС смогла предотвратить ситуацию, когда одновременно несколько заводов встают на ремонт, и возникает дефицит топлива. В этот период мы вели мониторинг рынка топлива в ежедневном режиме, постоянно проводили селекторные совещания.
— Какова оценка ФАС летних событий на рынке, что послужило причинами взлета цен?
— Конечно, импульсом для взлета цен стал скачок цен на нефть и нефтепродукты на внешних рынках, но коренная причина кроется в монопольном характере рынка. Это наследие приватизации 90-х, когда страна была поделена между вертикально-интегрированными компаниями. Монопольное положение холдингов и определяет ситуацию с ценами, особенно на оптовом рынке. Здесь доминируют компании «Роснефть», ЛУКОЙЛ, «Газпром нефть», ТНК-BP и другие. Где-то есть одна доминирующая компания, где-то наблюдается коллективное доминирование. На розничном рынке ситуация более благоприятная: более 50 % рынка занимают владельцы независимых АЗС, которые не входят в состав ВИНК.
Именно монополистические действия участников, злоупотребление доминирующим положением, картельные сговоры стали причиной ценового скачка. В итоге темпы роста цен значительно превысили рост цен в промышленности и, тем более, на потребительском рынке. А по авиатопливу темп роста цен опередил даже показатели внешнего рынка. В то же время, при последующем снижении цен на внешнем рынке адекватного снижения внутренних цен на нефтепродукты не произошло.
Всего по итогам летнего взлета цен было зафиксировано 89 случаев злоупотребления доминирующим положением на рынке и 48 случаев картельных сговоров. Из них на рынках автобензина – 78 случаев, а на рынке авиатоплива и услуг топливозаправочных комплексов – 59. Это массовое нарушение антимонопольного законодательства. Сейчас в половине случаев рассмотрение дел завершено, в их числе и дела по крупным вертикально интегрированным компаниям. Всего наложено порядка 6 млрд. руб. штрафов, из которых основная сумма пришлась на ВИНК, каждая из которых оштрафована на сумму более 1 млрд. руб.
— В каких регионах ситуация была наиболее острой?
— В первую очередь, в регионах Сибири и Дальнего Востока. Главные факторы — на этих рынках работает ограниченное число игроков. Один из показательных примеров — Иркутская область. Регион мог бы быть вполне благополучным, на территории этой области находится крупное перерабатывающее предприятие – Ангарская нефтехимическая компания (АНХК). Тем не менее, цены в данном регионе существенным образом превышали цены других регионов, где нет нефтепереработки. Это происходило именно в силу монополистических действий. Мы рассмотрели дело в отношении компании «Роснефть» по процедурам реализации и проведению оптовых торгов на нефтепродукты. Система торгов была организована таким образом, что просто не позволяла производить нормального конкурентного отбора. Цены формировались ограниченной группой участников рынка. Предприятия нефтепродуктообеспечения, входящие в состав других ВИНК, не участвовали в данных торгах, а возможность приобретения продуктов в других местах у них была затруднена или отсутствовала.
— После принятых мер компании подавали жалобы?
— Да, нефтяные компании обращались в Правительство с претензиями по поводу того, что ФАС чрезмерно жестко к ним относится, писали, что не согласны с нашими формулировками, однако огромное количество жалоб и информация от других (пострадавших) участников рынка говорили об обратном. Только два из наших решений обжалованы, и мы встретимся с представителями компаний в суде. Как правило, в 70% случаев мы подтверждаем справедливость наших решений и, надеемся, что так будет и в этот раз. В частности, суд первой инстанции в Иркутске признал обоснованность штрафа, наложенного на «Роснефть». Мы, конечно, не ожидаем, что нас ждут легкие разбирательства, ведь ФАС противостоят квалифицированные и высокооплачиваемые оппоненты, однако наш опыт в этом плане огромен.
— Есть ли угроза того, что компании попытаются компенсировать штрафы очередным ростом цен?
— Мы наказывали компании, как раз за необоснованные действия по компенсации затрат. Если мы снова будем фиксировать факты установления монопольно завышенных цен, то размер санкций будет значительно большим.
— Мы говорили о наказаниях, а какие меры предприняты для регулирования рынка помимо штрафов?
— ФАС сделала компаниям предписания об устранении последствий ценового кризиса и, о развитии конкуренции на соответствующих товарных рынках. Компаниям необходимо обеспечить ведение раздельного учета затрат и доходов, для того, чтобы повысить прозрачность своей деятельности, к этой системе отчетности надо перейти не позднее чем за три года. Нужно также формировать недискриминационные взаимоотношения с другими участниками рынка. Это договорные отношения с независимыми компаниями на равных условиях с подразделениями холдинга.
Еще одно предписание — организация продажи части нефтепродуктов на торговых площадках, в том, числе на электронных и биржевых. При этом надлежит обеспечить такие правила проведения торгов, которые будут соответствовать требованиям антимонопольного законодательства по количеству участников, по условиям торгов, по стартовой цене и ряду других требований. Эти торги и должны приводить к рыночному ценообразованию.
— Какова Ваша оценка уже существующих площадок по торговле нефтепродуктами?
— Существуют площадки, которые являются не зависимыми от нефтяных компаний. К ним можно отнести, например, eOil, а есть площадки, которые созданы нефтяными компаниями, например компанией «Газпром нефть». Создание и тех и других мы оцениваем положительно. Хотя решения по изменению правил торгов на площадках нефтяных компаний были вынесены нами, как раз, в рамках рассмотрения антимонопольных дел.
В свое время мы предприняли много усилий для создания биржевых площадок, довольно сложно было организовать нефтяные компании в этом вопросе. Внесен ряд изменений в законодательство о государственных закупках, в соответствии с которыми товары для государственных нужд могут закупаться на бирже.
В свое время мы предприняли много усилий для создания биржевых площадок, довольно сложно было организовать нефтяные компании в этом вопросе. Внесен ряд изменений в законодательство о государственных закупках, в соответствии с которыми товары для государственных нужд могут закупаться на бирже.
Инициировано создание биржи в Санкт-Петербурге, в состав учредителей которой вошли как нефтяные, так и транспортные компании. В Москве также функционирует биржа МБНК по торговле газом и нефтепродуктами. Торговлю фьючерсами на нефтепродукты осуществляет биржа РТС. Есть надежда, что эти проекты получат новое развитие, речь идет об организации торговли нефтью, в том числе по экспортным контрактам.
ФАС выступает за то, чтобы потенциал всех площадок был реализован полностью. Должен совершенствоваться механизм расчетов, в частности клиринга. Для участников рынка это оптимальная схема, когда речь о сочетании долгосрочных контактных отношений с системой торгов. С точки зрения антимонопольного регулирования развитие таких инструментов — также большой плюс.
В качестве стимула для биржевого и внебиржевого рынка предлагается целый ряд мер. Это и снижение акцизов в случае, если товары реализуются и закупаются на торговых площадках, снижение экспортных пошлин, если поставки реализуются через отечественную биржу. Для сельхозпроизводителей – потребителей нефтепродуктов может быть решен вопрос о покрытии части процентов по кредитам.
— Способно ли развитие торговых площадок стать одним из антикризисных механизмов?
— На мой взгляд, безусловно. Ведь эти механизмы действительно нормализуют обращение товара, делают цены рыночными, убирают из цепочки продаж непроизводительных посредников.
Например, сегодня для преодоления угрозы ценовых скачков обсуждается вопрос формирования долгосрочных контрактов между участниками рынка авиатоплива. Один из подходов формирования контрактных цен – ориентация на индексы цен внутреннего рынка. Я уже упомянул о важности расчета индексов, когда говорил о системе мониторинга ФАС. Индексы рассчитываются исходя из отпускных цен НПЗ, данных торгов, с учетом транспортных расходов для того или иного региона.
Мы провели расчеты (в том числе с использованием данных площадки eOil) и сделали вывод, что цены на авиатопливо существенно завышены. Если бы контракты формировались исходя из цен на торговых площадках, они были бы другими.
Мы провели расчеты (в том числе с использованием данных площадки eOil) и сделали вывод, что цены на авиатопливо существенно завышены. Если бы контракты формировались исходя из цен на торговых площадках, они были бы другими.
Это означает, что средства в размере 3-5 тыс. руб. за тонну растворяются в услугах посредников. Более того, в рамках проводимого расследования в Ростовской области, подсчитано, что цены организаций, нарушающих законодательство, отличаются в 2 раза от расчетных рыночных цен – вот такие надбавки.
Для проверки наших выводов мы пересчитали цены методом net back от мировых котировок. Это актуально для нефтепродуктов, существенная доля которых экспортируется. Например, на экспорт идет более 50% дизельного топлива и 70% мазута. По авиатопливу – меньше – от 10% до 25%. В итоге цены на авиатопливо, рассчитанные net back, оказались очень близкими к ценам торгов.
Хочу отметить, что маржа, которую получают компании в условиях завышения цен, не используется производительно, например, для инвестиций в добычу, переработку, для совершенствования бизнеса и т.д. Эти средства просто изымаются из оборота.
Расчет внутренних индексов цен является существенно важным при налогообложении — мы должны ориентироваться на них, а не на внешние котировки. Последние формируются на основе факторов, которые не свойственны для России. А, например, исчисление НДПИ с привязками к ценам внешнего рынка приводит к дестабилизации внутреннего рынка, что мы и наблюдали в период взрывного роста цен летом 2008 года и столь же резкого их падения осенью.
Полагаю, что на первом этапе мы должны вести речь об индексах цен на нефтепродукты. Именно они формируются с учетом баланса интересов поставщиков топлива и потребителей. Сначала это могут быть индексы на основе данных Росстата, а далее, основой формирования индексов должны стать торговые площадки.
Полагаю, что на первом этапе мы должны вести речь об индексах цен на нефтепродукты. Именно они формируются с учетом баланса интересов поставщиков топлива и потребителей. Сначала это могут быть индексы на основе данных Росстата, а далее, основой формирования индексов должны стать торговые площадки.
— Каково продвижение предложений ФАС по данным вопросам?
— Сейчас есть поручение правительства по совершенствованию системы налогообложения на рынке нефти и нефтепродуктов, в частности, по таможенным пошлинам. Ведомствам необходимо внести предложения на рассмотрение. Наша позиция, повторюсь, — налогообложение должно быть привязано к ценам, которые имеют объективную рыночную природу.
Рад отметить, что в решениях по экспортным пошлинам, которые уже приняты, поддержана наша линия. Это касается сокращения периода мониторинга мировых цен для установления размера пошлин. Нужно совершенствовать этот механизм дальше, чтобы он защищал внутренний рынок от колебаний в течение месяца. Взимаемая пошлина должна уточняться уже по фактически складывающимся ценам внешнего рынка. Тогда у игроков российского рынка не будет возможности спекулировать на колебаниях мировых цен.
— Вы упоминали о постоянном контакте с независимыми участниками рынка, расскажите подробнее, как выстроена эта работа?
— В первую очередь, мы работаем с организациями участников рынка – Российским топливным союзом и его региональными структурами, а также с организацией, объединяющей добывающие предприятия – ассоциацией «Ассонефть». Мы принимаем участие в заседаниях этих организаций, периодически встречаемся с руководством, так было и в период возбуждения антимонопольных дел. При ФАС действует ряд экспертных советов, в которых участвуют представители малых и средних компаний. Таким же образом мы строим отношения с профсоюзными организациями, смотрим на рынок с точки зрения потребителей топлива. Создан также Общественный совет, своеобразный форум по контролю за нашей деятельностью. Его участником является, например, Сергей Борисов, руководитель организации «Опора России».
ФАС является одним из первых федеральных органов исполнительной власти, который провел независимый аудит собственной деятельности. Аудитором выступила независимая компания, отобранная на конкурсной основе. Методы исследования – анализ обращений участников в ФАС и ее территориальные органы, анализ реакции наших управлений. Такая работа оказалась очень полезной. На коллегии, которая состоится в начале марта, будут оглашены результаты проверки.
Говоря об обратной связи, хочу отметить, что мы активно контактируем с общественностью через СМИ, приветствуем здесь все новые форматы, в том числе готовы контактировать с участниками рынка через ваш портал.
Говоря об обратной связи, хочу отметить, что мы активно контактируем с общественностью через СМИ, приветствуем здесь все новые форматы, в том числе готовы контактировать с участниками рынка через ваш портал.