Экономические премудрости от легендарного инвестора
В данном интервью вице-председатель правления Blackstone Group Byron Wien, являющийся одним из наиболее авторитетных экспертов в области экономических прогнозов в США и в мире, делится своим мнением касательно причин волатильности рынка и выражает оптимизм по поводу долгосрочных перспектив в экономике нашего вечно изменчивого мира.
Давайте поговорим сперва о Европе. Она испытывает сейчас много трудностей. Каков ваш прогноз?
Brexit, решение о котором было принято 23 июня, стал очевидным сдерживающим фактором для развития экономики Великобритании и Европы. Конкретное значение выхода Британии из Евросоюза можно будет в полной мере понять только в течение пары следующих лет. Я надеюсь, что обе стороны примут практический подход к этому разделению с минимальным ущербом для всех. Боюсь, что Европа может попытаться наказать Великобританию за Brexit, чтобы пресечь принятие иных “отступнических” решений. Но мне кажется, что в конечном счете победит рациональный подход.
Даже до Brexit, кризис с беженцами с Ближнего Востока поднял вопрос о том, сможет ли Евросоюз продержаться в долгосрочной перспективе. Однако, если к притоку беженцев отнестись с умом, то из него можно извлечь выгоду. Средний возраст населения в Европе растет, и беженцы могут омолодить население Европы, а также обеспечить приток рабочей силы. С помощью беженцев действительно возможно оживить экономический дух Европы. Так что я до сих пор верю в Европу и полагаю, что инвесторам следует рассматривать ее как поле для новых возможностей.
А что насчет террористической угрозы? Безусловно, терроризм вызывает беспокойство населения с точки зрения безопасности, но как насчет влияния терроризма на экономику? Как инвесторам следует расценивать данную угрозу?
Терроризм, безусловно, вызывает у инвесторов опасения, что способствует волатильности рынка. В то же время, точно так же как мы должны продолжать жить своей жизнью, необходимо продолжать и инвестировать. Террористическая угроза не останавливает меня от инвестирования в Соединенных Штатах и не останавливает меня от инвестирования в Европе.
В конце 2015 года Федеральная резервная система начала постепенно повышать ставки. В то же время, Европейский Центральный Банк и Банк Японии снизили процентные ставки, также как и банки в некоторых менее крупных странах. Что вы можете об этом сказать?
Я думаю, что это свидетельствует о том, что некоторые центральные банки предпринимают отчаянные меры в попытке стимулировать экономический рост. В 2016 году рост мировой экономики составил около 2%, и ни одна из развитых стран не может быть удовлетворена таким медленным ростом, потому что фактически это заигрывание с рецессией.
В этой связи, одной из мер, которую предпринимают банкиры, является снижение процентных ставок. Банкиры надеются, что это будет способствовать инвестированию в предпринимательство и увеличению показателей потребительских затрат. Я не думаю, что это в полной мере обоснованное решение. Оно не приведет к существенным изменениям в мировой экономике. Оно лишь дополнительно подтверждает тот факт, что общий показатель роста мировой экономики будет небольшим. Поэтому инвесторам следует быть очень внимательными в вопросе того, куда вкладывать деньги.
Новые умные гаджеты, роботы и другие технические новшества играют все большую роль в современной жизни. Как вы рассматриваете изменения в этой области и какие существуют возможности для инвестирования?
Положительной стороной новых технологий является то, что они делают нас более продуктивными. Теперь мы можем получать услуги и товары с доставкой прямо к нашей двери при меньших затратах живой рабочей силы. Кроме того, цены на эти услуги и товары также снижаются.
Отрицательной стороной новых технологий является то, что они могут заменять собой всё большее число работников. И многие из этих работников не могут найти новую работу по специальности. Это становится большой проблемой для Вашингтона, поскольку растут показатели финансового неравенства среди населения.
Но развитие технологий нельзя остановить, что, в целом, является положительным фактом. Благодаря открытиям в области биотехнологий мы теперь имеем более крепкое здоровье. Я уверен, что в скором времени мы увидим новые открытия в области лечения сердечных заболеваний, рака, болезни Альцгеймера и болезни Паркинсона. С точки зрения инвестирования, я поддерживаю как технологические, так биотехнологические компании.
Каков ваш прогноз в отношении развивающихся рынков, которые испытывают особые трудности за последние годы?
Я думаю, что для развивающихся рынков появятся новые возможности, но только когда стабилизируются цены на сырье. Это уже начало происходить, но чтобы быть полностью уверенным, мне нужно больше доказательств стабилизации цен. На это вполне может уйти еще несколько лет.
Одной из развивающихся стран, на которую я бы обратил особое внимание, является Индия. Она показывает экономический рост, в то время как экономически рост ее соседа — Китая замедляется. Правительство, возглавляемое Narendra Modi, приняло ряд позитивных реформ. Я считаю, что Индия движется в верном направлении.
Каков ваш долгосрочный прогноз для Китая?
Вне всяких сомнений, экономический рост Китая замедляется. Сейчас рост экономики в Китае составляет 4% или 5%. Для сравнения — за последние годы данный показатель составлял 10%. Но для замедления роста есть уважительная причина — перебалансировка экономики. Китай был слишком долго зависим от займов, направленных на рост государственных предприятий и развитие инфраструктуры.
Текущее руководство страны осознанно проводит перебалансировку экономики, делая ее более зависимой от показателей потребительских затрат. И я думаю, что Китаю это удастся сделать. В целом, показатель роста 4% или 5% для второй крупнейшей экономики мира — весьма впечатляющий результат. Вероятно, инвестировать в Китае пока преждевременно, но я оптимистично настроен в отношении Китая в долгосрочной перспективе.
Какие действия сейчас могут предпринять инвесторы в свете нынешней волатильности рынка, которая, скорее всего, будет лишь усиливаться?
От волатильности так просто не спрячешься. Я думаю, нам придется жить с ней настолько долго, насколько это понадобится. Поэтому лучшее, что вы можете сейчас сделать, — это разумно распределять свои активы.
К счастью, большинство из нас являются долгосрочными инвесторами. Мы не должны быть трейдерами. Мы не должны пытаться извлечь сиюминутную выгоду из текущего состояния рынка. Что нам следует делать, так это составить разумный и диверсифицированный план инвестирования, основанный на прогнозе о том, что в долгосрочной исторической перспективе рынки будут расти.