«Идет постоянное вытеснение независимых трейдеров»
Не так уж часто на страницах прессы появляются материалы о работе независимых трейдеров в регионах, в то время, как об их судьбе говорят буквально все: и представители госорганов и крупных компаний и профессиональных ассоциаций. Мы предлагаем читателям именно такой материал. Цены на АЗС Новосибирской области весной были одни из самых низких в России, но трейдерам все равно не удалось избежать давления ФАС. Сейчас розничные цены все же растут и по рентабельности приближаются к аналогичному периоду прошлого года, правда, с 15% снижением потребления. О том, как живется независимым компаниям, в достаточно острой форме рассказал нам генеральный директор Новосибирской сети АЗС «Беркут» Михаил Сенчук.
— Как себя чувствует новосибирский рынок топлива в кризис?
— Объемы потребления топлива в Новосибирской области упали на 15-18%, до примерно 630 тысяч тонн, что связано со средней тенденцией кризисного падения. С середины июля можно ожидать постепенный рост потребления, но не более 2-3% в месяц. В целом же по году, будет среднее снижение около 15%.
— А как будут изменяться цены?
— Розничные цены сейчас будут расти небольшими темпами, на 5-8% в течение месяца. Рост цены можно связать с перераспределением объемов нефти. Мировые цены выросли до достаточного уровня, и большая часть добываемой нефти отравляется на запад. На отечественных НПЗ перерабатывается меньше нефти, поэтому образуется некий дефицит внутри страны, который отражается на ценниках.
— С мировой ситуацией понятно, а что мы увидим непосредственно на АЗС?
— Со времени, когда оптовые цены меняются и до тех пора они изменятся на АЗС, может пройти как минимум неделя, прежде чем распродаются запасы. На сегодняшний день, валовая прибыль (разница между оптовыми и розничными ценами) у нас составляет на 1,8 рубля за литр, хотя для более-менее нормальной работы она должна быть не менее 4 рублей. Оптом А 92 покупается сейчас в области за 20,10 рубля за литр, а розница сохраняется на уровне 21,90 рублей за литр.
— А что кроме макроэкономических факторов может влиять на ценники? Не так давно заработала аграрная топливная компания, которая занимается централизованной закупкой нефтепродуктов для АПК, ощущаете ли ее влияние на себе?
— Аграрная топливная компания занимается преимущественно дизельным топливом. Мы не наблюдаем особого ее влияния, есть предположение, что аграрии уже давно успели закупить топливо раньше. Отпускная цена на дизельку не менялась в прошлом месяце. С понедельника мы ожидаем повышение оптовой стоимости этого вида топлива на 1000 рублей за тонну, с 13,5 рублей за литр до 14,3 рублей за литр. В розницу дизтопливо продается по 18 рублей за литр, и его стоимость не вырастит, так как есть определенный запас прибыли.
— Кто, с Вашей точки зрения, диктует ценовую политику в области?
— Исторически ценовую политику в регионе определяет «Газпромнефть–Новосибирск» («Новосибирскнефтепродукт»), работа компании сейчас под пристальным вниманием ФАС. Но я считаю, что ФАС не тот орган, который может определять экономическое развитие, тут вмешивается политика. Ситуация, когда розничные цены увеличиваются, но отстают по динамике от опта, воспринимается ФАС нормально и даже положительно. Когда наоборот, опт падает, а он это делает быстрее розницы, то начинаются претензии по поводу несоответствующего уровня розничных цен. Создается двоякая ситуация. С одной стороны ФАС не дает повышать цены, мы работаем на нулевой прибыли, с другой стороны есть претензии со стороны Налоговой инспекции к минимальным поступлениям налогов. Похоже, что идет постоянное вытеснение независимых трейдеров. Сейчас ситуация по прибыли сравнима с той, что была в прошлом году, когда искусственно сдерживали рост розничных цен. А последствием может стать массовый рост продажи суррогатов.
Вообще создалась странная ситуация, которую очень сложно объяснить: с Дальнего Востока до Волги оптовые цены растут. Дальше на Запад – остаются на прежнем уровне. Можно предположить, что чья-то политическая воля сдерживает этот процесс, чтобы не вызывать беспокойство на территориях, где население более политически активно.
Вообще создалась странная ситуация, которую очень сложно объяснить: с Дальнего Востока до Волги оптовые цены растут. Дальше на Запад – остаются на прежнем уровне. Можно предположить, что чья-то политическая воля сдерживает этот процесс, чтобы не вызывать беспокойство на территориях, где население более политически активно.
— Как Вы видите судьбу своей компании в этой ситуации?
— Мы все равно работаем, из-за известных проблем у нас пока нет планов расширения. Сегодня мы занимаем около 10% Новосибирского рынка, наши заправки расположены только в городе.
— Как складываются отношения компании с ВИНК в целом?
— Отношения – напряженные. Без понимания со стороны ВИНК (как впрочем и со стороны органов власти). Крупные компании, как и везде, за счет своей вертикальной структуры пытаются вытеснять независимых трейдеров.
— Вам все же приходится сотрудничать по поставкам топлива? По каким каналам снабжаются ваши АЗС?
— С Омского и Сургутского НПЗ, в основном с Сургутского, у него качество топлива лучше. Но до недавнего времени Сургутский НПЗ стоял на ремонте, приходилось работать с Омским.
Разница между оптовой и розничной ценой в Новосибирской области
Марка | Оптовая цена (руб/литр) | Розничная цена (руб/литр) | Разница |
---|---|---|---|
АИ-95 | 20,0 | 23,20 | + 3,20 |
АИ-92 | 20,10 | 21,90 | + 1,80 |
ДТ | 13,5 | 18,0 | + 4,50 |
АИ-80 | 14,0 | 18,30 | + 4,30 |
Доля марок бензина в Новосибирской области
