Цена на Brent не допрыгнет до $70 за баррель
Michael Poulsen, старший риск-менеджер по нефтяным рынкам из компании Global Risk Management говорит, что сланцедобытчики США за последний год продемонстрировали дисциплинированность и по большей части занимались увеличением прибыльности, а не слепым наращиванием объемов добычи нефти. Однако, эксперт не ожидает, что цена безубыточности продолжит снижаться. Также он заявил, что если рынок достигнет отметки в $60 за баррель, это не станет стимулом для дальнейшего роста цен до $70. На ряд вопросов о состоянии рынка Poulsen отвечает в данном интервью:
Что нужно, чтобы цена на нефть вышла из диапазона $55-$60?
Для того, чтобы ценовой потолок на нефть смог возрасти более, чем $60 за баррель, потребуется какой-либо импульс геополитического характера. Для уменьшения же цены необходимо, чтобы ОПЕК не смогла ни о чем договориться в ноябре, либо чтобы спрос на нефть резко упал.
Почему конфликт в регионе Kirkuk не может сдвинуть цену из этого диапазона?
Ситуация на севере Ирака поставила под угрозу поставки 560,000 баррелей в день, из-за чего цены начали расти. Этому дополнительно способствовали громкие заголовки в американских СМИ о возобновлении санкций против Ирана. В таком случае с рынка ушли бы еще от 1 млн. до 1.5 млн. баррелей нефти в день. Вероятно, эти потенциально “пропавшие” 2 млн. баррелей нефти в день приблизили Brent к $60 за баррель.
Однако, в последнее время худшие страхи участников рынка по поводу сложившейся ситуации ослабли. К тому же, появились альтернативы в отношении санкций США против Ирана. Соответственно, цены стали отдаляться от уровня $60 за баррель.
Сланцедобывающая промышленность в США — это основной катализатор изменения цен на нефть?
Я бы сказал, что сланцедобытчики США до сих пор являются маржинальными производителями, особенно учитывая насколько быстро они могут бурить новые скважины и начинать добычу нефти.
Однако, за последний год мы наблюдали изрядную долю самоконтроля со стороны американских сланцедобытчиков. Производители стремятся, прежде всего, максимизировать прибыльность акционеров, а не слепо бурить как можно больше скважин и качать как можно больше нефти.
Недавно Harold Hamm заявил о том, что сланцевая промышленность сейчас не работает на полную мощность, и это звучит вполне логично. Имеются слухи, что представители сланцевой отрасли проведут встречу с ОПЕК, подобно тому, как это было в прошлом году в Houston. Очевидно, что никаких официальных решений принято не будет, но сторонам важно иметь взаимопонимание, так как их обеих интересует увеличение прибыли, а не количества баррелей.
До тех пор, пока уровень предложения достаточен, неважно сколько нефти ты качаешь — 10 баррелей или 20 миллионов баррелей. Если ты получишь меньше прибыли, качая 20, то ты станешь качать 10.
Может ли сланцевая нефть резко подешеветь?
Это зависит от расположения скважин. Но сейчас мы наблюдаем, как ряд поставщиков пытается увеличить прибыльность. Они зарабатывают намного больше и желают сократить стоимость производства. Но едва ли цена безубыточности существенно понизится по сравнению с текущим уровнем. Всегда можно сэкономить пару долларов, но существенно снизить стоимость производства не получится. Каждый раз, когда появляется какой-либо новый более эффективный элемент инфраструктуры, на него подскакивает спрос, и становится ещё труднее продолжать модернизировать производство. Самые крупные сокращения стоимости производства остались позади.
Чего вы ожидаете от встречи ОПЕК в ноябре?
Я бы сказал, что ОПЕК, вероятно, понадобится пройти очень долгий путь для того, чтобы помочь спросу догнать возросшее из-за сланцедобытчиков предложение. А это является единственным способом найти баланс между ОПЕК и сланцевой промышленностью. Интересно, сможет ли ОПЕК продолжать свою политику еще 1,5 или 2,5 года.
Разве это не противоречит краткосрочной природе соглашения?
Вряд ли у ОПЕК есть какие-то другие варианты. Если бы они изначально заявили о том, что для стабилизации рынка понадобится два года добровольных сокращений объемов добычи нефти, то цены на нефть подскочили бы слишком рано.
Присоединятся ли к соглашению ОПЕК новые стороны?
Скорее всего, там всем строгим тоном скажут, что нужно в точности соблюдать квоты по соглашению. Поначалу с этим не будет проблем, особенно учитывая, что у всех производителей начнется сезон технического обслуживания. Некоторым компаниям будет легко соблюдать квоты по соглашению ОПЕК, так как они недостаточно инвестировали в производство, чтобы сохранять его на текущем уровне.
Меня больше интересуют Венесуэла и Мексика. Производительность скважин каждый год сокращается на несколько процентов, так что когда страна заявляет о том, что объем добычи нефти сократится, то это сокращение совершенно естественно. На встрече будет много рукопожатий и улыбок, а дальше всё зависит от того, сможет ли Саудовская Аравия соблюдать квоты на 100% по окончании сезона технических работ.
О каких ещё рисках беспокоятся участники рынка?
Ряд моих клиентов беспокоит введение новых требований к перевозке грузов морским транспортом в 2020 году. Их интересует, сколько дополнительной нефти придется перерабатывать, чтобы произвести достаточное количество газойля для судов, которые нужно перевести с высокосернистого топлива на низкосернистое. В 2020 году будет рост спроса на легкие сорта нефти.
Каковы шансы, что Brent достигнет цены $60 за баррель к концу года?
Такая цена не станет среднемесячной, но достичь максимальной отметки $60 за баррель сможет. Затем опять опустится. Едва ли мы увидим стремление цен к $70 за баррель. Кроме того, если бы вы были трейдером в Нью-Йорке или в Лондоне, и за год уже достигли бы своих целей, то не стали бы рисковать под конец года. Это означает, что многие трейдеры не будут занимать позиции. Какой им в этом смысл?