«Перспектива попасть за решетку может стать отрезвляющей мерой»
Федеральная антимонопольная служба продолжает разбирательства с вертикально-интегрированными и независимыми нефтяными компаниями. Почему эти претензии не ослабевают, несмотря на отмечающееся снижение уровня цен на заправках, каков, по мнению Службы, справедливый уровень цен и насколько серьезными могут быть наказания? Об этом — в интервью с руководителем ФАС Игорем Артемьевым .
— Игорь Юрьевич, в Вашем заявлении для прессы прозвучало, что ФАС намерена ужесточить контроль над картельными сговорами и злоупотреблениями на рынке. Расскажите, пожалуйста, какие методики Вы будете применять при осуществлении данного контроля?
Второй способ – добровольное раскрытие картеля одним из его участников. По нашему законодательству, первый из участников картеля, кто сообщит о картеле в антимонопольный орган, добровольно прекратит нарушать закон и представит доказательства существования такого картеля, получит полное освобождение от ответственности. Остальным участникам незаконных соглашений, ограничивающих конкуренцию, грозят штрафы от одного до пятнадцати процентов от оборота компании за предыдущий год. Плюс мы надеемся, что свою роль сыграет уголовное наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет. Такие поправки в Уголовный кодекс внесены сейчас от имени Правительства в Госдуму.
Также мы активно проводим политику адвокатирования конкуренции, направленную в том числе и на предупреждение картелей.
— Не слишком ли жесткое наказание — срок до семи лет?
— Семилетний срок — это крайняя мера, и она должна применяться по решению суда к злостным нарушителям антимонопольного законодательства и рецидивистам. Тем не менее, перспектива попасть за решетку на два-три года вполне может стать отрезвляющей мерой. Мы считаем, что в условиях недостаточной развитости отдельных рынков с точки зрения конкуренции данная поправка станет очень полезной для развития здоровых конкурентных условий, т.к. после введения в действие данного положения многие недобросовестные руководители могут на самом деле оказаться в тюрьме за создание картелей.
— На Ваш взгляд, какие нефтяные компании в настоящий момент являются наиболее злостными нарушителями антимонопольного законодательства? И какие компании Вы могли бы выделить как законопослушные?
— Самое ощутимое влияние на рынок оказывает поведение нескольких крупных и всем известных ВИНКов. Часть из них мы уже признали нарушившими и оштрафовали в прошлом году. Сейчас в отношении этих же компаний ведутся новые дела за новые нарушения на рынке нефтепродуктов. В дополнение к этому наши территориальные управления анализируют деятельность компаний в регионах и возбуждают дела. Некоторые из хозяйствующих субъектов сотрудничают с ФАС, другие препятствуют расследованию, за что, кстати, также предусмотрено наказание, и мы такие компании штрафуем. Не далее как на прошлой неделе апелляционный суд Санкт-Петербурга подтвердил правомерность такого штрафа, наложенного на «Газпром нефть».
— Испытывает ли ФАС давление со стороны нефтяных компаний, которые находятся на контроле у службы?
— С грубым давлением со стороны компаний мы не сталкивались. Нефтяники пытаются нас критиковать в прессе, используют свои возможности в судах, поднимали вопрос о необходимости прекратить антимонопольные регулирования, но пока все в допустимых пределах.
— Действительно, уже сейчас во многих регионах бензин стоит значительно дешевле 20, и даже 19 рублей. В том числе, и в московском регионе. На подъездах к столице 95-й бензин можно найти за 19,5 рублей и дешевле, не говоря уже об Аи-92. Условная планка максимальной стоимости топлива, которую я обозначил в одном из интервью – это справедливая цена топлива на АЗС с учетом всех затрат и «разумной» прибыли компаний за вычетом монопольной составляющей цены, которая должна быть в текущей рыночной ситуации, в том числе при нынешних мировых ценах на нефть.
Конечно, если мы говорим о регионах с проблемной логистикой, сильно удаленными НПЗ (особенно это касается регионов с северным завозом) здесь цена может быть выше 20 рублей, но не сильно. Говоря о ситуации в целом по России, благодаря усилиям Правительства РФ удалось добиться неплохих результатов на розничном рынке автомобильных топлив.
И все же, ФАС будет еще активнее разбираться с ценами на заправках в регионах, будут возбуждаться дела о нарушении антимонопольного законодательства в отношении всех участников розничного рынка автомобильного топлива, будь то «дочки» ВИНКов или независимые компании, которые не спешат приводить цены в соответствии с рыночными условиями. Все эти компании будут наказаны. Кроме того, центральный аппарат завершит расследования по делам в отношении четырех крупнейших нефтяных компаний за нарушения на оптовом рынке, в случае доказанности их вины, компании будут серьезно оштрафованы. Эта работа должна привести к еще более существенному снижению цен на бензин и дизель.
— Куда направляются средства, полученные от штрафных санкций? Каков механизм внутреннего контроля ФАС?
Также мы приняли ряд административных регламентов, которые подробно описывают, что должны делать чиновники ФАС в той или иной ситуации. Отступление от указанных в них процедурах грозит наказанием нерадивых сотрудников ФАС. Существует также специальный контрольный отдел, в который можно направить жалобу на действия представителей службы или ее территориальных управлений.
— Насколько нам известно, ни одна из компаний, которая реально работает на рынке, не может Вам пожаловаться на свои беды, так как переживает за возможные последствия со стороны других участников. Скажите, пожалуйста, каким образом может быть построена система обратной связи между Вашим ведомством и участниками рынка?
— Мы получаем огромное количество жалоб от участников рынка нефтепродуктов, сельского хозяйства, других отраслей, организаций, граждан — всех тех, кто страдает от действий компаний, имеющих доминирующее положение и нарушающих антимонопольное законодательство. Обращения приходят по совершенно разным каналам, и все они попадают ко мне на стол или в руки сотрудников ФАС, отвечающих за контроль на рынке ТЭК. На основании обращений могут возбуждаться дела, жалобы приобщаются к уже идущим расследованиям, направляются на рассмотрение в территориальные управления и т.д. Система обратной связи существует и постоянно совершенствуется. ФАС России — современное ведомство. Для граждан и компаний доступно максимальное количество простых каналов коммуникации, рассматриваются электронные письма, обращения через сайт ФАС, жалобы по телефону и прочие.
Мы стараемся быть максимально открытыми для общества, регулярно публикуем на сайте информацию о нашей деятельности.
Отметим одну особенность – при ФАС действуют отраслевые Экспертные советы, на заседаниях которых проходят обсуждения болезненных вопросов, ищутся пути решения существующих проблем. Так что у каждого предпринимателя есть возможность быть услышанным ФАС.
Кроме того, при ФАС создан Общественно-консультативный совет, состоящий из представителей общественных организаций, профессиональных союзов и ассоциаций, правозащитников. Они проводят мониторинги и дают независимую оценку нашей деятельности.
Если я не ошибаюсь, оборотный штраф накладывают 1-15% от оборота за период нарушения, а не за прошедший год…
Почему у нас в РОССИИ наказывают не сразу,а через год? Ждут когда маслом помажут,а не помажут иди сюда.
Нет, просто у ФАСов очень долгие расследования и проверки… И возбуждаются они из-за нарушения за определенный период,а не сразу как только цены изменились.