«Совфрахт»: время собирать парки
Группа «Совфрахт-Совмортранс» в прошлом году увеличила объем перевозок нефтеналивных грузов. Об итогах работы в 2011 году и планах на будущее рассказал председатель совета директоров «Совфрахта» Александр Иванов.
– Что, на ваш взгляд, стало главным событием в нефтяной отрасли в 2011 г.?
– Самое значимое событие в нефтяном секторе – запуск завода «Танеко» мощностью 7 млн тонн в год. На полигоне, включающем в себя станции Биклянь и Круглое поле, у нас работает около 2 тыс. цистерн. «Совфрахт» также перевозит продукцию завода «Таифа».
Что касается «Танеко», мы недавно завершили согласование договоров с этой компанией и в данный момент увеличиваем количество подвижного состава в этом регионе. Кроме нас, продукцию «Танеко» вывозят также «Газпромтранс» и «Нефтетранссервис». На этой площадке сложилась здоровая конкуренция.
– Каковы итоги деятельности «Совфрахта» в области железнодорожных перевозок нефтяных грузов в 2011 г.?
– По сравнению с 2010 года рост объемов составил 15%, около 32 млн тонн, в том числе нефтеналивных грузов – 24 млн тонн. Это с учетом объемов крупных дочерних компаний – «Совфрахт-Казани», «Совфрахт-Нижнего Новгорода», «Совфрахт-Приволжска». География поставок широкая – от станций Ванино и Крабовая на Дальнем Востоке до Балтийского Леса в Калининградской области. Рост, в частности, связан с вводом в строй новых перерабатывающих мощностей в России. В июле был запущен в эксплуатацию Усинский НПЗ (Коми). «Совфрахт» полностью отвечает за логистическое обеспечение этого предприятия. Сейчас совместно с менеджментом НПЗ рассматриваем возможность расширения транспортной инфраструктуры завода. Запущен Нижнекамский завод «Танеко» (Татарстан), увеличилась глубина переработки на Антипинском НПЗ (Тюменская обл.).
– Парк «Совфрахта» состоит из 10 тыс. цистерн. Планируете ли вы его увеличивать, и если да, то как?
– Мы выработали для себя формулу оптимального соотношения собственного и привлеченного подвижного состава с ориентацией на привлеченный парк. Мы считаем, что данная модель является наиболее оправданной в условиях повышенной волатильности рынков. Мы готовы брать на себя долгосрочные обязательства в отношении лизинга или аренды, когда уверены, что сможем рассчитывать на долгосрочные объемы. Обычно это становится возможным, если грузовладельцы работают с нами уже несколько лет.
Сейчас, когда стоимость новой цистерны высока, не лучшее время для покупки нового парка. Сегодня время консолидации парков разных собственников, время приобретения уже работающих вагонов. Мы отдаем предпочтение вторичному рынку и сейчас ведем переговоры с некоторыми компаниями, имеющими около 2 тыс. цистерн в собственности, но конкретные договоренности о приобретении этого парка пока не достигнуты.
– Складывается ощущение, что ваша основная ниша – обслуживание средних и мини-НПЗ. Это действительно так?
– Не совсем так. Мы работаем и с вертикально интегрированными холдингами, такими как «Роснефть», «Башнефть», ТНК-BP, «Лукойл», и с рядом независимых заводов, многие из которых мини-НПЗ уже не назовешь. Например, после ввода в строй в 2010 г. новой установки мощность Антипинского НПЗ увеличилась до 4 млн тонн в год с прежних 800 тыс. тонн. Наши клиенты растут и развиваются.
– Не опасаетесь ли вы снижения объемов перевозок с введением таможенного режима «60–66», который ухудшил рентабельность работы небольших НПЗ?
– Я не заметил снижения объемов перевозки или тенденции к их уменьшению с вводом нового таможенного режима. Менеджмент заводов, с которыми мы работаем, был готов к изменениям. Да, некоторые направления перевозок стали менее конкурентными, но заводы переориентируются. Экономику торговых компаний или заводов новый режим наверняка затронул, но объемы перевозок не сократились.
– Каковы сейчас среднерыночные ставки аренды цистерн в России?
– Мы видим сейчас, что рынок предлагает в аренду цистерны по цене на 10–15% выше оправданной ставки. На наш взгляд, стоимость аренды не должна превышать 1100 рублей в сутки без НДС. Это позволит соблюсти баланс интересов всех участников рынка: грузоотправителей, операторов, собственников подвижного состава.
– Как, по вашему мнению, изменится ситуация в отрасли после приватизации Первой грузовой компании (ПГК)?
– До аукциона, на котором победила Независимая транспортная компания, ПГК была дочерним предприятием РЖД. Изначально, когда в 2007 г. парк вагонов РЖД вошел в уставный капитал ПГК, компания могла распоряжаться подвижным составом, не сталкиваясь с жесткой необходимостью окупать затраты на его приобретение. Это давало возможность оказывать услуги по ценам в широком диапазоне, и ПГК могла себе позволить проводить демпинговую ценовую политику. Сегодня, после продажи бизнеса ПГК, пришел частный собственник, и вагоны обрели фактическую, аукционную стоимость. Теперь приобретенные активы должны окупаться, поэтому новому собственнику придется отслеживать доходность парка с учетом сделанных инвестиций. В связи с этим рынок ждет неизбежного роста цен на услуги ПГК и усиления конкуренции на отдельных направлениях.
– Сейчас многие нефтяные операторы диверсифицируют свой бизнес за счет полувагонов. Вы не собираетесь сделать то же самое?
– Мы уже работаем в этом направлении. В собственности и на условиях аренды у «Совфрахта» работает около 6 тыс. полувагонов. Это интересный бизнес – менее политизированный по сравнению с нефтеналивом и более универсальный. Здесь больше возможностей организовать различные логистические схемы, сформировать кольцевые маршруты. В этой сфере более широкое пространство для творчества, которое приносит неплохой финансовый результат.
В «Совфрахте» вообще нет табу на какой-либо вид подвижного состава. Пожалуй, только оператора газовых цистерн мы из «Совфрахта» делать не готовы, поскольку считаем, что на этом рынке есть сильные опытные игроки, и они со своими задачами прекрасно справляются.
– Ваше имя в последнее время упоминается в связи с судебным делом Shell и его бывшего трейдера Евгения Тихонова. Прокомментируете?
– Процесс начнется в январе в Высоком суде Лондона, я приглашен туда для дачи показаний в качестве свидетеля. В предыдущем решении суда трехлетней давности было сказано, что ни «Совфрахт», ни я лично никакого участия в недобросовестных цепочках не принимали. Более того, судья особо поблагодарил нас за содействие расследованию. Я обязательно опубликую новое судебное решение, когда оно будет вынесено.
Источник: «Совфрахт-Совмортранс»
Российская судоходная компания «Совкомфлот» может стать первым крупным активом, приватизированным весной 2012 года, заявил журналистам руководитель департамента имущественных отношений Минэкономразвития (МЭР) РФ Алексей Уваров.
Уваров пояснил, что по «Совкомфлоту» есть поручение премьера Владимира Путина приватизировать данный актив не ранее II квартала 2012 года. Он подчеркнул, что, несмотря на то, что сама компания готова к продаже пакета, принадлежащего государству, про рынки такого не скажешь. «Рынок не проглотит, если мы выбросим сразу 49%», — считает директор департамента. По его словам, предполагается, что в 2012 году доля государства сначала снизится до 75%, а затем — до 50%.
http://www.bfm.ru/news/2012/02/02/sovkomflot-mogut-privatizirovat-vesnoj-2012-goda.html
«Совкомфлот» оценивается примерно в $4 млрд, значит, половина компании стоит около $2 млрд. Рынки не смогут «проглотить» такой объём? Это же совсем немного. Такие суммы без всякого труда привлекаются с рынка. Или господа не уверены в ценности редлагаемого актива, или пытаются нас обмануть.