Мировой рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/world/gosdolg-ssha-kogda-potolok-ehto-ne-potolok/99661/
|
Все чаще звучит мнение о том, что коррумпированные американские политики вынуждены делать то, что выгодно их покровителям на Уолл-стрит и крупнейшим компаниям из индекса S&P 500. Сейчас в фокусе повышение лимита госдолга США, но этот лимит рос при любом президенте.
Самое интересное, что сейчас сами лидеры республиканцев предложили законопроект по повышению потолка госдолга, и это весьма удивительно, особенно если вспомнить, какие жаркие споры такое техническое решение вызывало раньше.
Почему техническое? Потому что с 70-х гг. прошлого века этот показатель всегда рос. Каждый президент, будь он республиканец или демократ, подписывал соответствующий законопроект.
ИСТОРИЯ ВОПРОСА
Предыдущие кризисы вокруг лимита американского долга, которые произошли в 2011 и 2013 гг., уже привели к довольно серьезным негативным последствиям.
Помимо утраты наивысшего кредитного рейтинга по версии одного из ведущих мировых рейтинговых агентств (Standard & Poor’s) в 2011 г., а также фактической остановки работы американского правительства и прямых экономических потерь в 2013 г., в обоих случаях проблемы в США привели к заметному всплеску волатильности на долговых и фондовых рынках.
При этом в целом повторяющийся политико-бюджетный кризис в виде неспособности правительства США сбалансировать свои доходы и расходы без увеличения лимита госдолга, осложненный политическими разногласиями в конгрессе, стал фактором риска не только для США, но и для мировой экономики.
Республиканцы сейчас предлагают увеличить лимит госдолга с $18,1 трлн до $19,6 трлн, и он, скорее всего, будет действовать вплоть до 2018 г.
С 16 марта 2015 г. официальный размер общего долга не увеличивался, поскольку, достигнув $18,1 трлн, он уже не мог превысить установленный предел. В течение семи месяцев с этого момента Казначейство США вынуждено было использовать чрезвычайные средства, для того чтобы в отчетности не было других цифр.
На самом деле долг вырос примерно на $500 млрд за это время. И, как ожидается, 3 ноября уже может быть превышена официальная цифра долга. Именно к этой дате верхний уровень должен быть повышен.
Тем не менее республиканцы сейчас разделены. Новые отчеты из Вашингтона показывают, что внутренняя поддержка законопроекта не так уж высока и для его принятия может понадобиться объединение с демократами. Если это произойдет, можно забыть обо всех уступках, которых хотели добиться республиканцы.
Кроме того, это будет восприниматься как очередная победа демократов, а Пол Райан, выдвинувший свою кандидатуру на пост спикера палаты представителей Республиканской партии, постарается очернить Бейнера, свалив на него всю вину за слабую позицию республиканцев.
Если на прошлой неделе еще были очень большие шансы на безболезненное прохождение законопроекта, то сейчас есть вероятность, что Конгресс США зайдет в очередной тупик, как это случалось в 2011 или 2013 гг.
До 3 ноября осталась всего одна неделя, но результат в конечном итоге будет очевидным: ограничение госдолга будет вновь повышено. Даже если правительство США опять частично прекратит работу, сильно это ситуацию не изменит.
Увеличение госдолга сейчас выгодно всем, как это было последние 45 лет. Беспрецедентный рост долговой нагрузки – это результат политики республиканцев и демократов. Политики могут бесконечно обвинять друг друга, требовать уступок и преференций для согласования законопроекта, но никто из них не будет требовать отмены повышения лимита госдолга.
Именно поэтому США сейчас принадлежит 29% мирового государственного долга, а соотношение долга к ВВП превышает 100%.
Тем не менее, если политики решат, что ставки очень высоки, они могут довести правительство до состояния, в котором оно не сможет осуществлять регулярные платежи. Прежде всего это процентные платежи по обслуживанию долга и погашение облигаций. Результатом будет дефолт по долговым обязательствам, но это пока абсолютно нереалистичный сценарий.