Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/minehnergo-predupredilo-o-deficite-burovykh-platform/98352/
|
Минэнерго впервые открыто признало реальность дефицита в России буровых и запчастей для них из-за санкций. Если нефтяники будут вести разведку по заявленным планам, им может не хватить более 20 плавучих платформ. Крупнейшие владельцы лицензий в Арктике «Роснефть» и «Газпром» на фоне кризиса согласовывают с Минприроды перенос сроков по своим шельфовым лицензиям. Но другие игроки уже готовятся к дефициту. По мнению экспертов, помочь мог бы ввоз подержанного оборудования из стран, не вводивших санкции против РФ.
Рост спроса на шельфовое оборудование может на фоне санкций и отсутствия собственного производства вызвать дефицит плавучих буровых и запчастей на них уже «в среднесрочной перспективе», заявил вчера на конференции в Петербурге замдиректора департамента добычи и транспортировки нефти и газа Минэнерго Александр Ерков. По расчетам министерства, если все российские компании будут работать в рамках своих лицензий, дефицит может составить более 20 плавучих буровых.
В рамках санкций со стороны США и ЕС в Россию запрещено ввозить оборудование для глубоководного бурения на шельфе (свыше 150 м) и добычи трудноизвлекаемой нефти. По данным Минэнерго, под запрет попало 68% импортируемого нефтегазовыми компаниями оборудования. В новых материалах министерства отмечается, что нехватка запчастей к буровым платформам может составить более 150 тыс. единиц в год к 2020 году. Столько же составит спрос на комплектующие к буровым платформам. В 2014 году спрос на запчасти крупнейшего поставщика оборудования для буровых комплексов NOV составлял 21 тыс. Еще в середине лета Минэнерго и ФАС, чтобы избежать дефицита, предложили правительству внести буровое оборудование и плавучие платформы в список товаров для параллельного импорта, для которого не нужно согласие владельца бренда.
В России шельфовое оборудование почти не производится. Так, доля национальных комплектующих на единственной арктической платформе «Газпром нефти» «Приразломная» не превышает 10%. Присутствие российского оборудования в геологоразведке на шельфе — менее 1%. Ликвидировать разрыв призван подконтрольный «Роснефти» судостроительный комплекс «Звезда». В начале сентября замглавы Минпромторга Андрей Дутов сообщал, что с 2016 года там планируется построить 59 судов и морской техники, в том числе и буровых платформ, на общую сумму порядка 2,5 трлн руб. Однако пока верфь даже не достроена.
В то же время сами нефтяники и газовики притормаживают освоение шельфа на фоне кризиса. «Роснефть» в начале года попросила Роснедра перенести сроки бурения скважин на десяти шельфовых и двух транзитных морских участках в среднем на полтора-два года без сокращения объемов работ. С аналогичной просьбой обращался и «Газпром». Минприроды согласилось скорректировать обязательства компаний по 35 участкам в Арктике, говорил 15 сентября замглавы ведомства Денис Храмов. Сейчас у «Роснефти» 51 лицензия в Арктике (три в процессе передачи), у «Газпрома» — 40 (еще одну скоро получит). В компаниях ситуацию не комментируют.
В «Газпром нефти» «Ъ» заверили, что не меняют стратегию разработки шельфовых участков. «Подрядчики и поставщики оборудования продолжают с нами работать по его обслуживанию. «Газпром нефть» удовлетворена нефтесервисными услугами, которые сегодня поставляют отечественные подрядчики»,— уточнили в компании. Но заместитель гендиректора «Газпром нефти» по развитию шельфовых проектов Андрей Патрушев уточнил «Интерфаксу», что компания будет учитывать риск дефицита буровых. «Тема дефицита — возможная,— признал он.— Сейчас мы планируем в основном сейсморазведочные работы. По нашим лицензионным обязательствам мы будем выходить на бурение, но это не в 2016 году».
Глава Small letters Виталий Крюков отмечает, что краткосрочной мерой для покрытия дефицита могут стать закупки оборудования в Китае, которое «не очень высокого качества», зато недорогое. Но оно не подходит для Арктики и трудноизвлекаемых участков. По мнению эксперта, наладить собственное производство оборудования в РФ в сжатые сроки невозможно, прежде всего из-за проблем с финансированием. Самый реалистичный вариант, добавляет он,— ввозить подержанную технику стран, которые не вводили санкции против РФ, например, из Азии. Шанс получить доступ к западным технологиям могла бы дать сделка по покупке Schlumberger активов работающей в России Eurasia Drilling Company. Однако российские регуляторы до сих пор ее не одобрили.