Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/obem-nelegalnogo-topliva-po-strane-prevysil-10-mln-tonn/95499/
|
С начала этого года распоряжением правительства РФ в нашей стране запрещен вывод в гражданский оборот моторного топлива экологического класса Евро-3 и ниже. По мнению экспертов рынка ГСМ, это не должно вызвать в России дефицита бензина и солярки Евро-4 и Евро-5.
«В соответствии с планами нефтяных компаний и их обязательствами в рамках исполнения ранее заключенных четырехсторонних соглашений в 2015 году ожидается превышение объема производства автобензина экологического класса 4+ над объемом его потребления на внутреннем рынке на 0,8 миллиона тонн (2 процента от объема потребления) и дизтоплива экологического класса 4+ — на 30,2 миллиона тонн (93 процента от объема потребления)», — сообщили «РГ» в Минэнерго России.
Однако при этом, считают аналитики, способность отечественных предприятий к полному удовлетворению потребностей рынка в топливе, соответствующем новым государственным требованиям, вовсе не означает решения проблемы его качества непосредственно на АЗС.
Заместитель председателя Комитета РСПП по энергетической политике Юрий Станкевич заявил «РГ», что технический регламент, установивший требования к качеству топлива и постепенный переход на Евро-5, был принят правительством в уже далеком 2009 году.
«Условия соглашений понятны и прозрачны, — отметил он, — в обмен на инвестиции в модернизацию НПЗ правительство пообещало компаниям установить приемлемый дифференциал на топливо различных классов, тем самым стимулируя увеличение глубины переработки и повышение качества продукции. Так, в 2014 году инвестиции компаний в соответствии с четырехсторонними соглашениями достигли рекордных 290 миллиардов рублей. При этом доля отгружаемого на внутренний рынок бензина класса Евро-5 составила 83 процента, а дизельного топлива — 74 процента. Тем самым, отечественная нефтепереработка в целом продемонстрировала готовность к выполнению требований техрегламента».
Однако, сообщил Юрий Станкевич, по инициативе отдельных компаний, преимущественно с государственным участием, вопрос переноса сроков запрета выпуска в оборот топлива класса ниже Евро-5 вновь появился на повестке дня в правительстве. Тем самым были нарушены ранее достигнутые договоренности, и создан прецедент, демотивирующий компании, успевшие проинвестировать средства в обновление основных фондов, и ухудшающий экономику нефтеперерабатывающих заводов из-за дисбаланса в акцизной политике.
«При условии выполнения всеми нефтяными компаниями обязательств, принятых в рамках многосторонних соглашений о модернизации НПЗ, в 2016 году потребности внутреннего рынка моторных топлив будут в полной мере удовлетворены продукцией экологического класса Евро-5, — заявил он. — Дефицита топлива в России нет, наоборот, по тому же дизельному мы видим почти двукратное превышение объемов производства над потреблением внутри страны. Надеюсь, что правительство не решится в очередной раз менять правила игры. Любое продление сроков выпуска в оборот топлива иных классов допустимо лишь при существенной дифференциации ставок акцизов. Понимая это, минэнерго, как вариант, предлагает в 2016 году уменьшить ставку акциза на автомобильный бензин Евро-5 с 7530 до 7000 рублей. В противном случае мы ставим в заведомо проигрышное положение добросовестных производителей, и создаем условия к появлению на рынке контрафактного топлива. Сейчас этой проблемой по поручению президента России занимается Генеральная прокуратура».
Гендиректор компании UOP Вячеслав Агафеев сообщил, что модернизация нефтеперерабатывающих предприятий с целью производства экологически чистых топлив — общемировой тренд, и стоит отметить прогресс России в этой области. «Действительно, многие российские НПЗ либо уже модернизировали производство и могут производить топливо в соответствии со стандартом Евро-5, либо на пути к этому. Переход на топливо более высокого экологического класса способствует защите окружающей среды, кроме того, топливо, отвечающее новым стандартам, позволит использовать в транспортных средствах более современные энергоэффективные двигатели с турбонаддувом», — отметил он.
Следует отметить, что экспертов волнует не только возможность российских НПЗ удовлетворить потребность рынка в качественном топливе, но и то, что конечный потребитель получит на выходе из «дула» пистолета на заправке. Не так давно Комитет РСПП по энергетической политике и энергоэффективности и НП «Независимые отечественные нефтетрейдеры» представили промежуточные результаты совместного исследования качества реализуемого топлива на российских бензоколонках. И результаты неутешительные. Так, по данным на 15 апреля 2015 года, объем нелегального топлива в целом по стране превышает 10 миллионов тонн.
Заместитель руководителя Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Алексей Кулешов заявил о необходимости ужесточения санкций для нарушителей, в том числе вплоть до введения «оборотного» штрафа и приостановления деятельности компаний, «впаривающих» автомобилистам бодягу неизвестного происхождения. Председатель Комитета Государственной Думы по энергетике Павел Завальный подчеркнул, что комитет возьмет вопрос контрафактного топлива под особый контроль.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что необходимо не только ужесточить ответственность, но и обеспечить баланс спроса и предложения, имея ввиду, что объективных предпосылок к возникновению дефицита моторного топлива сейчас нет.
Автор:»Инфографика «РГ» / Леонид Кулешов / Ирина Фурсова