Мировой рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/world/pik-nefti-mif-ili-realnost/95274/
|
В 1956 г. геолог Кинг Хабберт сформулировал теорию, в которой предполагалось, что добыча нефти в США неизбежно достигнет точки, когда объемы добычи перестанут расти и начнут снижаться.
В результате график добычи должен напоминать колокол, а точка пика добычи нефти должна стать точкой невозврата.
«Nuclear Energy and The Fossil Fuels», 1956 г.(PDF)
Почти 60 лет назад Хабберт считал, что добыча нефти в США достигнет своего максимума в 1970 г. И он оказался прав, если только не учитывать сланцевую революцию, которая изменила картину.
В 1974 г., учитывая размер доказанных запасов нефти, Хабберт говорил о достижении пика в 1995 г., и к этому времени, по его мнению, уже должны были развиться альтернативные формы энергии.
Но его прогноз не сбылся, так как он не учитывал новые месторождения и технологии разведки и бурения, которые значительно улучшили перспективы нефтегазового сектора.
При этом, даже учитывая сокращение добычи нефти в США в 1970-2000 гг., мировой показатель с 1965 г. только рос, и нет никаких признаков приближения пика добычи нефти.
С точки зрения поставок доказательств конца нефтяной эры нет. Наоборот, МЭА и EIA предсказывают стабильный рост добычи в течение следующих нескольких лет. Но они, конечно, могут ошибаться, особенно если рассматривать проблему со стороны спроса.
Сейчас можно сказать, что кривая спроса на нефть соответствует стандартным законам спроса и предложения. И если цены на нефть соответствуют обычным законам спроса, то низкие цены должны привести к росту потребления. Однако в 2014 г. мы стали свидетелями очень странной ситуации. Согласно данным BP потребление энергоносителей выросло в 2014 г. только на 0,9%, и это самый низкий показатель почти за двадцать лет, и это на фоне снижения цен.
Что будет, если рост спроса продолжит замедляться? Эта тенденция может свидетельствовать, что мировой спрос на нефть в конечном итоге достиг своего потолка.
«Мировой спрос на нефть достигнет своего пика в течение следующих двух десятилетий», — сказал эксперт по энергетическим вопросам Эми Майерс Джаффе в недавней статье для The Wall Street Journal.
Около 50% сырой нефти в мире сейчас используется для производства бензина, который используется в основном в автомобильной промышленности.
Так что же происходит, когда люди перестают ездить на автомобилях, работающих на бензине?
Мировые продажи электрических транспортных средств растут очень быстро, особенно в Китае, США и Японии, где темпы роста составляют 120%, 69% и 45% соответственно. Хотя этот рост пока основан на эффекте низкой базы, электромобили неуклонно становятся лучше, дешевле и популярнее.
При этом их начальная стоимость выше, чем у обычных автомобилей, но низкие эксплуатационные расходы позволят компенсировать разницу всего за несколько лет. Портал ucsusa.org пришел к выводу, что владельцы подобных автомобилей в США могут сэкономить порядка $1200 в год по сравнению с бензиновым автомобилем при стоимости топлива на уровне $3,5 за галлон.
В тот момент когда электромобили станут основным способом передвижения, тогда спрос на нефть и бензин начнет быстро снижаться. С другой стороны, тогда потребуется еще больше электричества, которое будет производиться с помощью нефти.
На самом деле в мире не так уж много стран, где электроэнергия сейчас производится за счет сжигания нефти. Особенно выделяется Саудовская Аравия, но королевство планирует к 2032 г. увеличить мощности возобновляемых источников примерно на 54 ГВт, из этого объема 41 ГВт будет приходиться на солнечную энергию.
«Мы признаем, что в конечном итоге нам не понадобится ископаемое топливо. Я не знаю, когда это случится: в 2040 г., 2050 г. или позже. Мы приступили к реализации программы развития солнечной энергии. Надеюсь, что в один день, вместо экспорта ископаемых видов топлива, мы будем экспортировать гигаватты электроэнергии», — сказал министр нефти Саудовской Аравии Али аль-Наими.
Самым важным фактором для возобновляемых источников энергии является их доступность. По мере того как будут снижаться издержки производства, будет расти популярность таких источников. Но до этого времени еще может пройти очень много времени. Пока же дешевле использовать нефть, газ и уголь.
Сейчас Китая является вторым крупнейшим в мире потребителем нефти после США.
В мае объем импорта составлял около 5,5 млн баррелей в сутки, и это сильный спад по сравнению с 7,4 млн баррелей в апреле. Это связано с тем, что нефтеперерабатывающие заводы закрылись на ежегодное сервисное обслуживание.
Тем не менее нефтяной рынок может в ближайшее время получить сильнейшую поддержку от Китая, который стремится наполнить свои стратегически запасы нефти по максимуму благодаря низким ценам на нефть.
Сейчас у Китая всего 12 хранилищ для стратегических запасов, а мощности по хранению планируется увеличить с 250 млн баррелей до 500 млн баррелей к 2020 г.
Но что произойдет, когда эта цель будет достигнута? Судя по всему, спрос сильно упадет, так как необходимости быстро пополнять запасы уже не будет.
Это должно случиться в ближайшие годы, что приблизит мировую экономику к пику добычи нефти, но все же пока не позволит достичь его.