Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/vnimanie-konkurs-ili-kak-ushlo-gavrikovskoe/95076/
|
Конкурсы, аукционы, тендеры, система госзакупок – предмет отдельного, долгого и обстоятельного разговора. Я же остановлюсь лишь на одном факте, говорящем о том, что до прозрачности этой системе еще очень далеко. Условия конкурса по Гавриковскому месторождению, проведенного Федеральным агентством по недропользованию, умиляют.
Для тех, кто не читал, позволю себе процитировать: «Победитель конкурса обязан перерабатывать углеводородное сырье, добытое на Гавриковском участке, на российских нефтеперерабатывающих предприятиях с высокой глубиной переработки, обеспечивающих своевременную модернизацию производства, имеющих достаточные производственные мощности, на предприятиях, расположенных в Ростовской области». Да, именно Ростовской области, где имеется лишь один сравнительно крупный завод (Новошахтинский НПЗ) и которая граничит с Донецкой народной республикой.
Гавриковское месторождение – кусок, безусловно, лакомый, и виды на него имели все крупные игроки рынка. Участок площадью 299 км находится в 263 км от Сургута, в Сургутском районе Югры. Месторождение с извлекаемыми запасами нефти по С1+С2 в 40,4 млн тонн и геологическими — в 136,7 млн тонн, относится к категории крупных. Последних крупных месторождений. Неудивительно, что «особые» условия конкурса пыталась оспорить даже «Роснефть», однако, по понятным причинам позднее отказалась от своих намерений.
Победитель конкурса – ООО «НЗНП ТРЕЙД», которому принадлежит Новошахтинский НПЗ, не является участником четырехстороннего соглашения с надзорными органами о модернизации производственных мощностей, а, следовательно, в этой области у собственников НПЗ нет никаких обязательств. Предприятие создано в 2004 году по инициативе властей Ростовской области, НПЗ строился с 2005 по 2009 год, и на данный момент глубина переработки нефти составляет 60-65%. 60-65%!!!! При том, что глубина переработки на НПЗ крупных российских ВИНКов сейчас достигает 75-80%, и они обязаны инвестировать в модернизацию. Почти 30% от объёмов производства Новошахтинского составляет топливо маловязкое судовое, нафта (экспорт) — 13%, вакуумный газойль — 19%, битум и его смеси 38%. Это середина прошлого века! И вот именно сюда должно пойти сырье с Гарвиковского.
Может не нужно было мудрить, а просто прописать в условиях конкурса пункт «Название компании — победителя должно содержать слова » НЗНП» и «Трейд»»…
Теперь про деньги. В период с августа 2004 по март 2015 года, в ХМАО состоялось несколько десятков конкурсов и аукционов по реализации лицензий на разработку месторождений. Основываясь на сложившейся за десятилетие практике, можно заметить, что средний размер роялти для получения лицензий на этих торгах составил примерно 7 американских долларов за тонну извлекаемых запасов нефти.
Соответственно, плата за лицензию на разработку Гавриковского участка должна была составить не менее 284 млн долларов, или 15 млрд рублей. В свою очередь, стартовая цена составила 6 миллиардов 690 миллионов 386 тысяч 603 рубля, а, учитывая тщательно прописанные условия конкурса, Покупатель не стал переплачивать. Итоговая сумма всего на 2 млн рублей превысила стартовую, и составила 6 692 000 000 рублей.
Победителей не судят. Новошахтинский завод является коммерческим предприятием, и его целью является извлечение прибыли (что зафиксировано в Уставе общества), чем его менеджемент и занимается. Так что вопросов к нему нет, но они есть к системе в целом. Любопытно, как грубо нарушаются слова Президента, заявившего на заседании президентской комиссии по ТЭК, что «участки недр федерального значения должны распределяться через аукционы, без конкурсов. Конкурсы показали свою непрозрачность и неэффективность». Получается, что если в нужный момент нарушены сразу два федеральных закона «О защите конкуренции» и «О недрах» – это незначительная деталь, не стоящая внимания контролирующих органов.
Мы живем и работаем в условиях, когда никто не понимает, что у нас в приоритете: наполнение бюджета, поддержка населения Ростовской области и соседней ДНР или попытка сформировать рыночную конкурентную среду? Получается, функционеры из Минприроды старательно пишут хитрые «адресные» условия конкурсов, их коллеги из ФАС привычно молчат, занимаясь непрерывными волнами антимонопольных расследований (от которых ценам на АЗС ни жарко, ни холодно), а лицензии на оставшиеся крупные месторождения уходят за бесценок.