Мировой рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/world/snizhenie-cen-na-neft-poshlo-na-polzu-ehnergeticheskim-kompaniyam/93266/
|
В руководстве ряда энергетических компаний, которым в последние девять месяцев приходится бороться с последствиями падения цен на нефть, пришли к парадоксальному выводу: оно пошло им на пользу.
Это может показаться странным, поскольку нефть, их основной продукт, подешевела примерно на 45%. Однако у топ-менеджеров таких крупных компаний, как ExxonMobil, Total и BP, есть все основания быть настроенными оптимистично. Падение цен одновременно заставило многие нефтяные компании заняться оптимизацией деятельности и пересмотреть отношения с поставщиками и властями.
Прежде всего у них появилось стремление сократить расходы. Когда цены были высокими и нефть дорожала, оптимизация издержек была не столь важна, как обеспечение нефтедобычи в будущем. Но теперь ситуация изменилась. «Раньше в отрасли гнались за баррелями, а теперь стремятся к эффективности», – говорит Дэниел Ергин, вице-председатель аналитической компании IHS.
Под давлением инвесторов крупные нефтяники начали предпринимать шаги по повышению финансовой дисциплины и рентабельности еще до лета 2014 г. Последовавший затем обвал цен активизировал их усилия. «Мы должны использовать этот сложный период как возможность навести порядок в отрасли», – говорил гендиректор Total Патрик Пуянне на конференции IHS CeraWeek в Хьюстоне на прошлой неделе.
Самой Total необходимо достичь безубыточности при $70, а не $110 за баррель. По словам Пуянне, сейчас все сотрудники компании понимают важность того, что делают. «Могу заверить вас, что мобилизоваться при $50 за баррель гораздо легче, чем когда в прошлом году цена была $100, – сказал он. – Иногда у правления было ощущение, что мы не прислушивались к нему полностью. Сейчас я это делаю».
Аналогичные действия предпринимают и другие компании. «Нужно быть способным выдержать снижение цен не только до $60, но, возможно, и до более низкого уровня», – говорил на той же конференции гендиректор Occidental Petroleum Стивен Чейзен.
Самый легкий способ для нефтяников сократить расходы — меньше платить поставщикам. Поэтому крупные компании стали требовать от них снизить тарифы. В результате нефтесервисным компаниям пришлось прибегнуть к массовым сокращениям: в Schlumberger собираются уволить 20 000 человек, в Baker Hughes — 10 500, а в Halliburton — 9000.
Более основательный подход заключается в более эффективной разработке проектов и управлении ими. Их стоимость можно значительно снизить с помощью таких мер, как максимальная стандартизация конструктивных решений, утверждает Кристиан Браун, руководящий нефтегазовыми проектами в канадской промышленной группе SNC-Lavalin. Как отмечает гендиректор Statoil Эльдар Сэтре, его компания вместе с поставщиками разрабатывает стандартизированное оборудование для работы на морском шельфе.
Стратегия сокращения издержек уже начала приносить плоды, утверждают в Total. Так, в прошлом году компания планировала потратить $12-13 млрд на проект Kaombo по добыче нефти на глубоководном шельфе у побережья Анголы. Когда начали поступать заявки от подрядчиков, его стоимость увеличилась до $20 млрд, но благодаря «интенсивной оптимизации» их удалось снизить до $16 млрд. Это больше, чем изначально планировали в Total, но оказалось приемлемо для того, чтобы запустить проект.
Кроме того, компании, говоря на отраслевом жаргоне, «перерабатывают» проекты – откладывают их, чтобы провести переоценку и по возможности снизить стоимость.
В пользу нефтяников стало играть и то, что некоторые страны начали предлагать им более выгодные условия, пытаясь привлечь инвестиции. Например, Великобритания в марте объявила о резком снижении налогов на прибыль от добычи нефти и газа в Северном море, которые были повышены в 2011 г. Правительство Ирака объявило о планах пересмотреть контракты с иностранными нефтяными компаниями и предложить им более выгодные условия.
Могут пройти годы, прежде чем станут заметны результаты всех этих изменений. Кроме того, через какое-то время их эффект неизбежно сойдет на нет, отмечает Каам Сахели из юридической фирмы Vinson & Elkins. Тем не менее у компаний есть реальная возможность увеличить прибыль, когда цены на нефть восстановятся, говорят представители отрасли и аналитики. Шоковая терапия в виде их падения может оказаться тем, в чем нуждался сектор. «Снижение расходов может дать компаниям шанс повысить рентабельность до уровня 15-летней давности, до того как начался долгосрочный рост цен последнего десятилетия», – считает Джейми Уэбстер из IHS.