Мировой рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/world/jemenskij-konflikt-priobretaet-gazovoe-izmerenie/92614/
|
Конфликт в Йемене, угрожающий транспортировке нефти из стран Персидского залива, поставил под удар еще и экспорт сжиженного природного газа (СПГ). Повстанцы-хуситы, против которых арабская коалиция во главе с Саудовской Аравией ведет в Йемене военную операцию, захватили единственный в стране терминал экспорта СПГ Балхаф, 40% акций компании-владельца которого принадлежит французской нефтегазовой корпорации Total. Доля йеменского СПГ в мировых поставках этого вида топлива не столь значительна, поэтому драматических изменений на газовом рынке в связи с захватом терминала не произойдет. Впрочем, случившееся в Балхафе создает опасный прецедент: война в Йемене впервые напрямую затронула интересы крупнейшего западного игрока на нефтегазовом рынке.
Воюющие в Йемене шиитские повстанцы хуситы, контролирующие значительную часть йеменских территорий, установили контроль над заводом по сжижению природного газа и отгрузочным терминалом в Балхафе. Объекты находятся на побережье Аденского залива в провинции Шабва, где продолжаются ожесточенные бои между хуситами и силами, подконтрольными президенту страны Абд-Раббу Мансуру Хади (сам он в изгнании и находится на территории Саудовской Аравии). Это единственный терминал экспорта СПГ в Йемене, и его закрытие означает уход йеменской доли из мировых объемов поставок газа.
Источники AFP в йеменских племенных формированиях (имеются в виду противостоящие хуситам сторонники президента Хади, принявшие сторону армии) подтвердили: стратегические объекты в Балхафе перешли под контроль их противников. «Вооруженные люди взяли их под контроль после нашего отступления»,— подтвердил один из военных, которым была поручена охрана этих объектов. Собеседник же агентства в рядах хуситов заявил, что им удалось вытеснить с территории стратегического объектов до 400 охранявших его военных, после чего они установили контроль над терминалом.
СПГ-завод и отгрузочный терминал в Балхафе были введены в строй в 2009 году. Мажоритарной долей в проекте владеет французская Total (39,6%); йеменское правительство через местную газовую госкомпанию и пенсионный фонд контролирует 21,7%; южнокорейским компаниям SK Corp. и Kogas принадлежит совокупно 15,6%; еще 17,2% у американской Hunt Oil. Практически весь СПГ с проекта продается по трем долгосрочным контрактам до 2029 года: с Kogas (2 млн т в год), с Total (2 млн т) и с французской GdF (2,55 млн т). В прошлом году завод снизил производство СПГ до 6,3 млн т, половина этого объема была отправлена в Южную Корею, еще примерно по 1 млн т получили покупатели в Японии и Китае, остальное небольшими партиями ушло в Индию и страны Юго-Восточной Азии. В Total пока официально не подтвердили захват терминала.
Йеменский СПГ составляет примерно 2,6% в мировых поставках этого вида топлива, и в текущей рыночной ситуации уход этого объема существенно не скажется на ценах, полагает глава подразделения СПГ в ICIS Heren Роман Казьмин. Он отмечает, что Kogas — основной конечный покупатель йеменского СПГ — сейчас «переконтрактован» и не заинтересован в том, чтобы поставщики полностью выполняли долгосрочные контракты, поскольку этот газ не найдет спроса на рынке Южной Кореи. Total же при необходимости может закрыть свои обязательства перед другими покупателями, закупив СПГ на споте. «На рынке сейчас много СПГ, спотовые сделки заключаются в диапазоне $7-7,5 за MMBTU — это меньше, чем цена долгосрочного контракта при поставке СПГ из Йемена»,— говорит Роман Казьмин. Кроме того, на большинство контрактов, связанных с этим заводом (проектное финансирование, фрахт СПГ-танкеров и контракты на поставку газа), скорее всего, будут распространяться форс-мажорные оговорки из-за боевых действий, добавляет эксперт.
Впрочем, несмотря на это, события в Балхафе, напрямую задевшие интересы крупнейшего западного игрока на нефтегазовом рынке, создали еще один опасный прецедент. Основные маршруты транспортировки нефти из богатых углеводородами суннитских стран Персидского залива, ведущие в Европу и США через Аденский залив и Баб-эль-Мандебский пролив, оказались под угрозой после того, как хуситы штурмовали другой стратегический объект — портовый город Аден. После начала военной операции в Йемене цена на нефть марки Brent выросла почти на 15%.