Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/zakon-o-territoriyakh-operezhayushhego-socialno-ehkonomicheskogo-razvitiya-vstupil-v-silu/91623/
|
Закон «О территориях опережающего социально-экономического развития (ТОР) в РФ», который был принят в конце прошлого года, вступил в силу в понедельник. Он определяет правовой режим ТОР, а также меры господдержки и порядок осуществления деятельности на таких территориях. По решению правительства РФ, ТОР создаются сроком на 70 лет, который может быть в случае необходимости продлен.
ТОР и инвестпроекты на Дальнем Востоке заработают в 2016-2017 годах, на это планируется потратить 23 млрд рублей бюджетных средств и 180 млрд рублей частных инвестиций, заявил ранее полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. По его словам, уже отобраны три проекта ТОР — два в Хабаровском крае и один — в Приморском. Всего в Минвостокразвития РФ поступило 15 заявок.
Закон о ТОР допускает принудительное изъятие земель и (или) расположенных на них объектов недвижимости, а также иного имущества в целях размещения объектов инфраструктуры ТОР. Допускается предоставление субсидий на возмещение процентной ставки по кредитам, привлеченным инвесторами на строительство инфраструктуры, в размере до 100% от ставки рефинансирования, а также использование иных механизмов финансирования.
На ТОР действуют особые правовые режимы для предпринимательской и иной деятельности. В частности, предусматриваются льготные ставки арендной платы, налоговые льготы, особый режим государственного и муниципального контроля и др.
В Приморском крае планируется создать пять ТОР — «Надеждинский» (уже утвержден правительством РФ), «Михайловский», «Остров Русский», «Зарубино», «Нефтехимический». Специалисты готовят и шестой — проект строительства судоверфи на базе ОАО «Дальневосточный завод «Звезда» в Большом Камне.
Первую очередь инженерной инфраструктуры ТОР «Надеждинский» планируется построить к концу 2017 года. После ее введения в строй здесь смогут начать работу предприятия первых резидентов. Общая площадь ТОР составит 806 га. Объем привлеченных инвестиций — 6,73 млрд рублей при бюджетном финансировании в 3,2 млрд рублей. Здесь будут трудоустроены 1630 человек.
В Хабаровском крае одобрено к созданию две ТОР — «Хабаровск» и «Комсомольск». В Комсомольске-на-Амуре на трех площадках общей площадью 111 га предполагается разместить импортозамещающие производства для авиастроения, в первую очередь для производства комплектующих на КнААЗе (Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю.А. Гагарина). В планах резидентов начать выпуск продукции в 2017 году. Всего на комсомольскую ТОР планируется направить около 3,2 млрд рублей бюджетных инвестиций и более 12 млрд частных.
В Хабаровске ТОР расположится на трех площадках: близ села Ракитное, в индустриальном парке «Авангард» и в хабаровском аэропорту, всего — 700 га. Ранее власти края сообщали, что есть 15 заявок на участие в ТОР на общую сумму 33 млрд рублей.
Основные ТОР в Якутии — ТОР «Заречье» и ТОР «Базальт — новые технологии». Республике для реализации этих проектов необходимо более 160 млрд рублей: для ТОР «Заречье» — 145 млрд рублей частных инвестиций, для «Базальт — новые техники» — более 17 млрд рублей (из них 2,9 млрд рублей — для создания инфраструктуры).
Среди якорных проектов «Заречья» — завод по производству карбамида. Большую часть продукции планируется экспортировать в Китай и Индию. Кроме того, в ТОР построят метаноловый завод и производство сжиженного природного газа (СПГ). Проект «Базальт — новые технологии» предполагает создание 17 различных производств из базальтовых материалов в сфере строительства, в том числе дорожного.
Минвостокразвития планирует также создать ТОР на базе индустриального парка «Кангалассы» в Якутске. Сейчас для открытия парка необходимо более 300 млн рублей государственных средств и около 1 млрд рублей частных инвестиций. Согласно проекту, в индустриальном парке к 2018 году будет 16 заводов. Будет создано около 1,5 тысячи рабочих мест.
В рамках проекта ТОР «Камчатка» создадут нескольких промышленно-логистических зон портового типа: терминал навалочных грузов, контейнерно-логистический терминал международного класса, рыбопромышленный и бункеровочный, а также бизнес-зону.
Ряд промышленных объектов и бизнес-зона будут расположены на базе производственных мощностей ЗАО «Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод» в южной части бухты Южной Авачинской губы. Также в ТОР войдут территории ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт». Там будет расположен терминал сыпучих грузов, контейнерно-логистический терминал международного класса, рыбопромышленный и нефтебаза.
Реализация проекта позволит обеспечить рост валового регионального продукта Камчатского края не менее чем на 7% (со 127 млрд рублей до 137 млрд рублей в год) и создать порядка 5 тысяч новых рабочих мест. Кроме того, создание транспортно-логистического порта имеет стратегическое значение для развития судоходства по Северному морскому пути.
В проект ТОР входит и модернизация главного аэропорта Камчатки и реализация 7 инвестпроектов на базе туристско- рекреационной площадки «Паратунка». Территория под кластер составляет около 380 га, на ней появятся лечебно- оздоровительный комплекс, горнолыжная база и др. Ориентировочная стоимость проекта — 7,3 млрд рублей.
Стоимость ТОР «Омсукчанский угольный кластер» оценивается в 24,9 млрд рублей, из них 2,7 млрд рублей выделят на строительство автомобильной дороги. Предполагаемые сроки проектирования и строительства объектов инфраструктуры — 2015-2016 годы. На этом месторождении балансовые запасы по углю составляют порядка 77 млн тонн.
В проект могут включить еще два месторождения в Омсукчанском районе: «Халали» (с ресурсами в 12 тонн золота) и «Теплое» (20 тонн золота и около 2 тысяч тонн серебра).
Власти Магаданской области предлагают еще несколько инвестпроектов в рамках ТОР, в частности, АПК комплекс «Магаданский», в который войдут свиноводческие фермы, цеха для переработки мяса и теплицы. Еще один крупный инвестпроект — спортивно-туристический горнолыжный комплекс «Солнечный. Магадан». Ориентировочная цена проекта — около 2,6 млрд рублей.
Власти Забайкальского края попросили полпреда президента РФ в Сибирском федеральном округе (СФО) Николая Рогожкина помочь в разработке документов для включения в число территорий опережающего развития моногорода Краснокаменск — «урановой столицы России». «Краснокаменск — готовый ТОР», — сказал Рогожкин.
Проект в Краснокаменске будет включать промышленный и сельскохозяйственный кластеры. Среди его преимуществ — собственная ТЭЦ и самый низкий в Забайкалье тариф на электроэнергию, наличие в городе высококвалифицированной рабочей силы, прямое авиасообщение с Читой и возможность выхода на Транссибирскую магистраль.
Результатом создания кластера должно стать появление крупнейшего центра цветной металлургии в Байкальском регионе, восстановление в России производства редких и редкоземельных металлов, усиление ее геоэкономических позиций в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
В федеральный проект ТОР вошли два моногорода Иркутской области — Байкальск и Шелехов. Индустриальный парк «Прибайкальский» должен стать одним из механизмов диверсификации экономики Байкальска в связи с закрытием БЦБК. Индустриальный парк «Чистые ключи» на территории бывшей воинской части в Шелеховском районе получил недавно первого резидента.
Особенностью Иркутской области является наличие «собственных» ТОР. Одновременно с разработкой федерального проекта регион предложил свою концепцию этого термина, который предполагает задачи развития «островков индустриализации» на среднесрочный период. В федеральный закон со своими четырьмя ТОР Иркутская область не вошла, однако терминологию в регионе решили не менять.
К «местным» ТОР в Иркутске относят проекты по освоению месторождений калийных солей, железной руды и угля в Усть- Илимском районе, создание газохимических производств в Усть- Кутском районе, строительство магистрального газопровода и другие.
Источник: ТАСС.