Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/iran-srochno-poprosil-putina-naznachit-specpredstavitelya-dlya-razvitiya-otnoshenij/88631/
|
Созданный в январе Российско-иранский совет по общественным связям (РИСОС) направил президенту России обращение, в котором просит принять меры по срочному укреплению отношений между Россией и Исламской Республикой Иран (есть в распоряжении «Известий»).
«В настоящее время торгово-экономические отношения между Россией и Ираном практически парализованы, жизнь в этой сфере почти остановилась, сотни компаний обанкротились, тысячи компаний переориентировались на другие рынки и сферы», — говорится в письме председателя РИСОСа Раджаба Сафарова. Совет предлагает программу из 16 пунктов, реализация которых должна способствовать экономическому подъему двух стран.
РИСОС зарегистрирован как НКО в январе этого года Раджабом Сафаровым — главой комиссии по Ирану Московской торгово-промышленной палаты, гендиректором Российско-иранского делового совета и директором Центра изучения современного Ирана. В РИСОС вступило около 80 общественных деятелей и политиков.
В письме он просит Владимира Путина назначить специального представителя президента РФ по Ирану «для всесторонней координации российской политики в отношении Ирана». Спецпредставителем по Ирану РИСОС предлагает сделать вице-премьера Дмитрия Рогозина или кого-то из экспертного сообщества, сообщил «Известиям» Раджаб Сафаров. По его мнению, создание такой должности сможет ускорить развитие политических и в первую очередь торгово-экономических отношений России и Ирана. У Ирана в России, к примеру, уже назначен свой спецпредставитель. Оперативный комментарий Рогозина получить не удалось.
Как пояснил «Известиям» первый зампредседателя комитета ГД по международным делам Леонид Калашников, спецпредставители президента РФ назначаются для стран, которые имеют для России стратегическое значение.
— Это страны Восточной и Южной Европы и Ближнего Востока, но постоянных представителей нет, они назначаются на время. В условиях европейских и американских санкций Иран становится для России более выгодным партнером по экспорту в целом ряде отраслей. В новых реалиях назначение спецпредставителя по Ирану было бы логичным шагом для российского руководства, — пояснил депутат. Подобных спецпредставителей назначают, если есть необходимость в более интенсивном развитии отношений между странами за счет более тесных контактов с высшим руководством страны. Например, есть спецпредставитель российского президента по Афганистану, по регионам — скажем, по Ближнему Востоку и странам Африки — назначены представители по отдельным сферам международного сотрудничества и международным организациям, всего их несколько десятков.
По мнению Сафарова, сейчас российско-иранские отношения пробуксовывают, хотя Иран и назывался как один из ключевых союзников России в регионе.
— Наш товарооборот в прошлом году составил, по данным ФТС, всего $963 млн, это менее 1% от общего товарооборота России с другими странами, — приводит статистику глава РИСОСа. — Из них лишь $270 млн — иранский экспорт в Россию.
Падающий товарооборот между Россией и Ираном во многом вызван неконструктивной политикой МИД России, уверен Сафаров. Поэтому Совет предлагает, чтобы «принимаемые ежегодно меморандумы межправительственной постоянной Российско-иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству (МПК) ложились в основу правительственных постановлений, обязательных к исполнению всеми министерствами и ведомствами».
— Поэтому мы решили назначить спецпредставителя, который должен координировать общую политику всех ведомств по отношению к Ирану, чтобы за 3 года он довел уровень товарооборота как минимум до $3 млрд, — предлагает Сафаров.
Другой проблемой, сильно тормозящей торгово-экономические отношения двух стран, в документе указывается отсутствие валютно-кредитных операций между российскими и иранскими банками. Для решения этой проблемы РИСОС предлагает правительству самому уполномочить несколько банков для ведения операций с иранской стороной — или же, если банки боятся подпасть под западные санкции, создать отдельный российско-иранский банк. Он, как и все остальные банки страны, сможет вести операции в рублях и иранских риалах — РИСОС предлагает отвязать взаиморасчеты России и Ирана от доллара США уже с 1 апреля этого года.
— Это было бы логичным шагом в деле ускорения процесса реализации контрактов, кроме того, 80% всех платежей в Иране и так уже проходят в электронной форме, — добавляет Сафаров.
Помимо банковской системы РИСОС предлагает усилить и энергетическое сотрудничество двух стран. Так, одним из пунктов предлагается «новый российско-иранский газовый альянс, который мог бы стать противовесом Форума стран — экспортеров газа (ФСЭГ)». По словам Сафарова, ныне действующий ФСЭГ (его часто называют «газовая ОПЕК», хотя он и не регулирует мировую добычу газа) не учитывает позицию Ирана по вопросам экспорта и добычи газа, новое сотрудничество поможет объединить усилия двух крупнейших газовых экспортеров мира, заинтересованных в наращивании экспорта на Запад.
По данным ФТС, в 2012 году, на пике санкций ЕС по отношению к Ирану, товарооборот между странами составил $3,5 млрд, в 2013-м — уже $2,1 млрд; основные статьи российского экспорта составляют лес, металлопродукция, иранского экспорта — плодоовощная продукция. Отдельным пунктом в письме выделяется проблема поставок иранских продуктов в Россию: президента просят содействовать подписанию соглашения о том, чтобы Россельхознадзор признал стандарты министерства сельского хозяйства Ирана.
Сразу несколько положений письма призывают поспособствовать скорейшему принятию Ирана в такие международные организации, как Шанхайская организация сотрудничества (Иран пока имеет в ней статус наблюдателя, Россия на предстоящем саммите ШОС–БРИКС «Уфа-2015» обязалась поддержать заявку Ирана на вступление, говорят в РИСОСе) и Евразийский экономический союз. Кроме того, заметно стимулировать отношения двух стран может введение безвизового режима, запуск вещания телеканала «Россия сегодня» на персидском языке (по словам Сафарова, такое вещание в Иране уже ведут британская BBC и радио «Голос Америки»), восстановление закрытого в 1983 году Российского культурного центра, открытие Центра русского языка (по линии фонда «Русский мир») и ранее анонсированный визит Владимира Путина в Иран, заключает РИСОС в своем письме. Целый ряд из вышеописанных предложений предполагается включить в будущее торгово-экономическое соглашение с Ираном.
Реализация большинства положений письма в ближнесрочной перспективе маловероятна, считает директор Центра изучения стран Ближнего Востока и Центральной Азии Семен Багдасаров. К примеру, проблемы могут возникнуть со вступлением Ирана в ШОС, ЕАЭС и созданием «газового союза» — конфликт может возникнуть на религиозной почве, так как Иран относится к шиитскому направлению ислама, в России же и странах ШОС в исламе превалирует, наоборот, суннитское вероучение.
— По личному опыту могу сказать, что с иранцами вести торгово-экономические дела тяжело ввиду сложной системы согласований, — объясняет Багдасаров. — Поэтому то, что мы уже сделали для Ирана — а мы были единственной страной, согласившейся достраивать Бушерскую АЭС, — уже говорит о большом вкладе России в экономику Ирана.
Калашников заметил, что создание российско-иранского газового альянса поможет скоординировать действия двух газовых гигантов на новом для России южном направлении поставок газа. Эксперты уверены, что хотя бы частично программу, предложенную РИСОСом, необходимо реализовывать — это будет выгодно обеим странам. Правда, в отношении некоторых из пунктов программы у них есть скепсис.
Источник: «Известия».