Проблему с периодической нехваткой ГСМ в Казахстане можно решить путем повышения цен на топливо и перехода на рыночные условия работы в этой сфере. Так считает старший аналитик Halyk Finance Мариям Жумадил.
«Других путей, помимо повышения цен на ГСМ в стране, мы [аналитики Halyk Finance] пока не видим», — сказала Жумадил.
Повышение цен необходимо как для покрытия существующего дефицита, так и для привлечения инвестиций в модернизацию нефтеперерабатывающего сектора внутри страны.
«Небольшое повышение было. Правительство пошло на это в августе. Но этого уровня явно недостаточно», — сказала Жумадил.
На сегодняшний день цены на топливо у стран-экспортеров по-прежнему превышают регулируемые внутренние цены в Казахстане. Поэтому для импортеров топлива закупка его в других странах становится убыточной.
При этом казахстанские НПЗ, которые остались еще с советских времен, не покрывают всех потребностей внутреннего рынка. Выход продукта на этих заводах ниже, чем в других странах, где более новые мощности. Решить проблему дефицита ГСМ в Казахстане могла бы их реконструкция или строительство нового НПЗ, передает Trend.
«Реконструкция имеющихся заводов и строительство нового НПЗ положительно скажутся на повышении выхода топлива и нефтрепродуктов и снижении себестоимости продукта», — сказала аналитик Halyk Finance.
Однако реконструкция и строительство НПЗ, по ее словам, опять же требуют повышения цен на ГСМ, так как при существующем порядке контроля цен инвесторам и собственникам заводов невыгодно вкладываться в их модернизацию.
«Для собственников заводов должны быть какие-то гарантии того, какая будет цена в будущем, чтобы инвестировать. В стране существуют такие механизмы для генерирующих компаний. Т.е. если компания проводит какую-то инвестиционную программу, то она получает определенный тариф, который обеспечивает возврат на инвестированный капитал. Если подобный механизм будет применяться [в нефтеперерабатывающем секторе], то у инвесторов и собственников НПЗ будет больше уверенности в прогнозировании доходности на капитал, будет меньше неопределенности, и соответственно они будут более охотно вкладывать в новые проекты», — сказала Жумадил.
В Казахстане действуют три крупных НПЗ (Павлодарский — на севере, Шымкентский – на юге и Атырауский – на западе) общей мощностью переработки 13 миллионов тонн нефти в год. Примерно треть потребляемого в Казахстане объема горюче-смазочных материалов традиционно импортируется из России.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________