Менеджмент российской железнодорожной монополии РЖД решил, что российские нефтяные компании могут поделиться своими экспортными доходами с перевозчиком, и планирует поднять цены на доставку их продукции.
Правительство РФ поддержало повышение тарифов на перевозки нефти и нефтепродуктов уже во втором квартале 2014 года, сообщил в своем блоге глава РЖД Владимир Якунин.
“Буквально на днях правительство согласилось пересмотреть “нефтяной” тариф для железной дороги со II квартала, – написал он. – Из минусового баланса это нас вряд ли выведет, но ситуацию значительно облегчит”.
РЖД имеет право по согласованию с правительством регулировать стоимость услуг на перевозки грузов в рамках “тарифного коридора” – от минус 12,8 до плюс 13,4 процента (коэффициенты 0,872 и 1,134).
Речь идет о росте тарифов на экспортные перевозки нефти и нефтепродуктов по верхней границе коридора, то есть на 13,4 процента, сообщил Рейтер представитель РЖД.
Правительство, каждый год индексирующее тарифы естественных монополий, в 2014 году взяло тарифную паузу по призыву президента Владимира Путина в надежде оживить буксующую экономику и выполнить предвыборные обещания.
Руководство РЖД попыталось получить разрешение индексировать хотя бы тариф на перевозки нефти и нефтепродуктов с начала 2014 года, но ему это не удалось. Якунин говорил, что рост “нефтяных” тарифов за весь 2014 год принесет РЖД 16 миллиардов рублей дохода.
Повышение тарифов со второго квартала принесет монополии дополнительный доход в размере примерно 11 миллиардов рублей, сообщил Рейтер представитель РЖД.
Якунин пожаловался, что из-за заморозки роста тарифов на грузовые перевозки с начала 2014 года монополия зафиксировала убыток в первом квартале в размере 16 миллиардов рублей.
По российским стандартам отчетности РЖД получила в первом квартале 2014 года 10,24 миллиарда убытка против 10,9 миллиарда рублей прибыли в прошлом году. Результаты первого квартала по международным стандартам РЖД не публикует, а в 2013 году она снизила чистую прибыль на 61 процент до 36,7 миллиарда рублей.
“При этом нефтяные компании по итогам 2013 года продемонстрировали рост прибыли на 50 процентов, – написал Якунин. – Роснефть, например, получила 550 миллиардов рублей чистой прибыли, а дополнительные расходы, которые она могла бы понести на транспортировку своей продукции, составляют всего 3,5 миллиарда рублей. Цифры выглядят несопоставимо. То же касается Лукойла и Новатэка “.
Чистая прибыль Роснефти выросла в прошлом году на 51 процент до 551 миллиарда рублей, а в первом квартале этого года сократилась на 13,7 процента до 88 миллиардов рублей. Лукойл снизил чистую прибыль в 2013 году на 29 процентов до $7,8 миллиарда, результатов за первый квартал еще не публиковал.
Чистая прибыль Новатэка выросла в прошлом году на 58 процентов до 110 миллиардов рублей за счет одноразового дохода от продажи доли в проекте Ямал СПГ, в первом квартале – на 10 процентов до 25,12 миллиарда рублей.
Представители упомянутых Якуниным Роснефти и Лукойла отказались комментировать его заявление, а Новатэк на запрос Рейтер не ответил.
Источник в нефтяной отрасли назвал решение о повышении нефтяных тарифов “попытками железнодорожников компенсировать свои убытки за счет увеличения тарифов для отдельных потребителей”.
“Это не только противоречит рыночным принципам, но и принесет негативные последствия для всей экономики, в том числе за счет стимулирования инфляции, ради борьбы с которой и принималось решение о замораживании тарифов”.
Источник напомнил, что РЖД пользовалась возможностями “тарифного коридора” и до решения о заморозке тарифа, а также о том, что у РЖД и нефтяников несопоставимая налоговая нагрузка – 4 и 55 процентов соответственно.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________