Весть о возможном резком повышении цен на бензин, как ни странно, у россиян паники не вызвала. Можно сделать вывод, что к этому народ был психологически готов. Вот если бы говорилось о понижении цен — тут бы волнение точно возникло. Как минимум, у тех, кто бензином торгует. Эксперты «Правды.Ру» рассуждают о вероятном росте цен на бензин и его причинах.
Почему именно к ценам на бензин приковано такое внимание? Ну, тут уж азбука экономики: от цен на горючее топливо зависят цены на транспортировку грузов. Соответственно, рост цен на бензин приводит к подорожанию всех товаров, которые транспортируются наземным транспортом.
А именно таких наземных перевозок этих товаров у нас большинство, как и в большинстве стран с более или менее развитой торговлей и вообще экономикой. И, увы, следствие роста цен на бензин — рост инфляции, что, сами понимаете, очень плохо для конечного потребителя, то есть для нас с вами.
Интересно, что разговоры о повышении цен, в частности, на самый ходовой 92-й бензин, идут не только, скажем, на заправках, в пробках или в гаражах, но и «на самом верху». Причем речь идет не о повышении как таковом (никто и не сомневается, что оно все равно будет), а лишь о его размерах.
Так, Министерство энергетики, судя по публикациям на эту тему, прогнозирует рост цен на бензин в соответствии с ожидаемым уровнем инфляции в 2014 году. То есть цены-2014 на бензин, по версии Минэнерго, вырастут на 5-6 процентов.
А вот вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович, весьма авторитетный российский чиновник, уже высказался в прессе, что рост цен на бензин не превысит 10 процентов за весь 2014 год. Это, согласитесь, все-таки более или менее приемлемо для транспортников.
Из уст же независимых экспертов по топливо-энергетической составляющей российской экономики в той же прессе звучат несколько более весомые цифры — например, что уже в ближайшее время цены на топливо поднимутся на пять и более рублей за литр. Что всяко больше 10 процентов.
В общем, мнения по конкретным размерам увеличения цен на бензин в 2014 году самые разные. Но вот общие причины повышения большинство видит почти в одном и том же. Это, если выражаться собирательно, налоговое стимулирование экспорта и рост акцизов на нефтепродукты на внутреннем рынке.
«На мой взгляд, роста цен на бензин не избежать, но вряд ли по итогам года он все-таки значительно превысит инфляцию, которая по прогнозируемым итогам 2014 года составит примерно 5,5-6 процентов, — рассказал в интервью корреспонденту «Правды.Ру» содиректор аналитического отдела Инвесткафе Григорий Бирг. — Росту цен на топливо может способствовать налоговый маневр — рост НДПИ и параллельное снижение экспортных пошлин, а также рост акцизов».
А вот что сообщил «Правде.Ру» по этому поводу эксперт по энергетике, директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин:
— Правительство в прошлом году приняло решение о том, что налог на добычу полезных ископаемых будет увеличен, и экспортная пошлина будет снижена, соответственно, здесь речь идет о некотором экспортном стимулировании, соответственно налоговое бремя переходит на внутреннее потребление. И уже по этой причине должен произойти рост стоимости горючего, всех видов бензина, а не только 92-го.
Это самый главный процесс. И это было подтверждено правительством, министр энергетики об этом говорил, то есть 10 процентов — это было официально озвучено из уст соответствующих чиновников. Опять-таки, надо понимать, что это не среднегодовое увеличение — это, скорее всего, произойдет ближе к лету. В пересчете на среднегодовые цифры, наверное, это будет меньше. Но если замерить, сколько сейчас стоит ходовой бензин и сколько будет стоить к концу года, то, думаю, разница будет как раз не менее 10 процентов!
В общем, причина роста цен на бензин не в последнюю очередь связана с увеличением экспорта топлива. При этом крупные нефтяные компании по этой же причине сокращают поставки не только ходовых бензинов, но и вообще горюче-смазочных материалов на внутренний рынок. Кстати, и увеличение налога на добычу вызывает подорожание конечного нефтепродукта, то бишь бензина, и, как следствие, повышенные издержки производителей, которым эти издержки надо как-то компенсировать.
Так, по данным открытой печати, «ЛУКОЙЛ» за первые две недели января продал за пределы страны 26,3 тысяч тонн автобензина, хотя обычно весь объем реализует на внутреннем рынке. И в целом по компании в первую половину января зафиксировано невыполнение нормы по отгрузке товарного бензина в Россию на 88,2 тысячи тонн. Примерно такая же картина наблюдается и в других крупных российских топливных компаниях. Иными словами, это уже вполне можно назвать устойчивой тенденцией.
В могучей российской Федеральной антимонопольной службе уже во всеуслышание пообещали контролировать как рост цен на самые ходовые бензины, так и объемы производства нефтепродуктов в целом.
Кстати, некоторые эксперты связывают частичное снижение объемов внутреннего российского бензинового рынка с недавним частичным «уходом» белорусских нефтеперерабатывающих заводов. Впрочем, не такую уж и существенную роль они играют на нашем рынке…
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________