Существенного роста цен на бензин и дизтопливо в 2014 году Минэнерго РФ не ожидает. Согласно ведомственному прогнозу, подорожание не превысит уровня инфляции, то есть ограничится 4,5–5,5%. Впрочем, полного единства мнений на этот счет у чиновников и участников рынка нет.
Представители некоторых нефтяных компаний не исключают, что цены на АЗС повысятся за год чуть ли не на 15%. Причина – налоговый маневр Минфина, предполагающий серьезное усиление фискальной нагрузки на сырьевой сектор. Негативное влияние может оказать и ряд других факторов, среди которых – очередное повышение топливных акцизов и ставшее фактом ослабление рубля к ведущим мировым валютам.
Рост цен на бензин и нефтепродукты в 2014 году в России не превысит инфляции, которая, согласно расчетам Минэкономразвития, ограничится 4,5–5,5%. С таким заявлением выступил в субботнем эфире телеканала Россия 24 замминистра Кирилл Молодцов. Чиновник исходит из того, что в соответствии с прогнозами ведущих аналитиков и международных нефтяных компаний подорожания нефти на мировом рынке в текущем году не произойдет. Уверенность в правоте своих слов Молодцову придают итоги прошлого года – цены на российских АЗС выросли на 5,7%, инфляция же составила 6,5%.
Аналогичная картина наблюдалась и раньше. Например, в 2012 и 2010 годах: бензин подорожал на 6,8% и 8% соответственно, а инфляция была на уровне 6,6% и 8,8%. Исключения из этого правила, впрочем, тоже случались. Например, потребительские цены в 2011 году выросли на 6,1%, а цены на бензин – на 14,9%. В 2009 году инфляция составила 8,8%, а автомобильное топливо подорожало всего на 1,2%.
Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша утверждает, что в разные годы автомобильное топливо на внутреннем рынке РФ дорожало по-разному. Иногда – на уровне инфляции, иногда – на несколько процентов выше ее. Среди причин ускорения роста цен на АЗС эксперт назвал курс правительства на дифференциацию топливных акцизов. В текущем году этот фактор сохранится, хотя и несколько ослабеет. Аркуша напомнил, что, согласно решению правительства, акцизы вырастут в среднем на 1 тыс. руб. за тонну, тогда как в 2013 году повышение составило 2–2,5 тыс. руб. Гораздо в большей степени негативное влияние может оказать так называемый налоговый маневр Минфина, смысл которого, по словам нашего собеседника, понятен далеко не всем.
Чиновники предлагают постепенное повышение базовой ставки НДПИ на нефть: в 2014 году на 4,9% – с 470 руб. до 493 руб. за тонну, в 2015 году на 7,5% – до 530 руб., в 2016 году – еще на 5,5%, до 559 руб. Параллельно планируется снижать предельную ставку экспортной пошлины на нефть с 60% до 59% от стоимости в 2014 году, 57% – в 2015 году и до 55% – в 2016 году. Считается, что усиление фискального бремени на сырьевые компании не должно привести к резкому росту цен на бензин и дизтопливо.
Замглавы Минфина Сергей Шаталов утверждал, что цены на АЗС в результате налогового маневра и повышения акцизов по итогам 2014 года вырастут максимум на 1,4 руб. Удорожание может быть и более ощутимым, если продолжит слабеть рубль. Для участников топливного рынка курс рубля к доллару давно выступает негласным ориентиром в ценовой политике.
Все издержки лягут на конечного потребителя. О том же давно говорят представители нефтяных компаний. «Это просто изменение налоговой нагрузки в сторону повышения на нефтяные компании. Конечно, в итоге все будет перекладываться на население. Растет НДПИ, растет стоимость топлива – это взаимосвязано», – несколько месяцев назад предупредил глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов. Предварительные расчеты показали, что для сохранения инвестиционной привлекательности не избежать 10–15% роста цен на бензин и нефтепродукты.
Немногим оптимистичнее оценки главы Союза нефтепромышленников Геннадия Шмаля. По его мнению, в 2014 году в России бензин подорожает на 10%. Это станет следствием совокупности факторов, в том числе и повышения мировых цен на нефть. «Я не вижу оснований для того, чтобы цены на бензин падали», – подчеркнул Шмаль. Он не исключает, что цена литра бензина Аи-92 может вскоре составить 35–36 руб., Аи-95 – 37–38 руб., Аи-98 – 40 руб.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________