Качество автомобильного топлива важно для исправности машины примерно также, как пища — для здоровья человека. Нередко плохой бензин становится причиной поломки топливной системы и двигателя. Корреспондент РИА Новости попытался узнать, может ли рядовой приморский водитель проверить качество бензина, а также что необходимо знать для выбора хорошего топлива.
Даже имея на руках результаты лабораторной экспертизы, подтвердить в Приморье, что ваш автомобиль сломался именно из-за плохого бензина, практически невозможно, сообщил РИА Новости представитель краевой общественной организации защиты прав человека и потребителя «Защита» Сергей Нагорный.
«Чтобы доказать, что ваш автомобиль пострадал из-за некачественного топлива, нужно собрать много документов и справок. В их числе — решение независимой экспертизы о том, что именно этот бензин испортил вашу машину. Также необходимо подтверждение от механика, что до заправки автомобиль работал исправно. Собрать все это в необходимый срок просто невозможно», — сказал Нагорный.
По его мнению, многие автомобилисты в Приморье из-за этого отказываются судиться с автозаправками. Тем более что цена услуг адвоката зачастую равна или даже превышает стоимость устранения поломки.
«За нашу практику мы получили лишь три жалобы на качество бензина. В них люди действительно хотели пойти в суд. У одного из жалующихся дело рассматривалось почти год, но пострадавший так и не смог его выиграть», — уточнил собеседник агентства.
Состав топлива на заправках и его соответствие нормам сегодня контролирует Ростехнадзор. Именно его эксперты берут пробы бензина и солярки, после чего сдают их на проверку в лаборатории. Однако, как сообщил РИА Новости источник в приморском управлении ведомства, современное российское законодательство практически не позволяет выявить и привлечь к ответственности нерадивых производителей и продавцов.
«Все дело в том, что план проверок каждому предпринимателю известен заранее. Мы обязаны с генеральной прокуратурой каждый год утверждать его, после чего он публикуется на их сайте уже в ноябре-декабре. Любой частник может найти себя и узнать, когда к нему придут с проверкой», — сказал собеседник агентства.
Кроме того, по его словам, согласно федеральному закону о плановых проверках, организаторы должны уведомить компанию о ней не позднее, чем за три рабочих дня до ее начала.
«Это все равно, что сказать убийце: «Мы через три дня придем тебя арестовывать и искать нож, которым ты порезал бабушку». А если инспектор, не дай бог, придет вне плана, его оштрафуют и могут даже уволить», — рассказал источник.
Поэтому к тому времени, как на АЗС приходит инспекция, даже если там и был «левый» бензин, его уже сливают, и никаких следов найти не удается. В то же время он отметил, что это скорее характерно для мелких предприятий. Топливные гиганты обычно стараются следить за качеством своих нефтепродуктов.
Эксперт автономной некоммерческой организации «Примнефтеэксперт» Сергей Стадник рассказал корреспонденту РИА Новости, что негативное влияние топлива на автомобиль видно не сразу. Чтобы вывести мотор из строя, нужно регулярно на протяжении от полугода до нескольких лет заправляться немного не дотягивающим до стандартов бензином или «дизелем».
По его словам, намного хуже, когда владелец заправки изначально ставит перед собой задачу заработать на «фальсификате».
«Самое доходное дело — производство «левых» бензинов. Здесь в ход идет все, что горит: сырье для нефтепереработки, стабильный бензин, газовый конденсат с добавлением продуктов коксохимических производств для повышения октанового числа», — сказал собеседник агентства.
Чтобы не «попасть» на плохое топливо, он рекомендовал придерживаться нескольких правил. Поскольку с документами на «левые» нефтепродукты всегда есть проблемы, плохой бензин обычно продают на удаленных или неприметных заправках. Это не значит, что все владельцы небольших заправок являются мошенниками, но водителю в этих местах нужно соблюдать особую осторожность.
«И ни в коем случае не рискуйте, покупая топливо с рук. Часто возле частных домов вдоль дорог висят объявления о продаже топлива по сниженной цене, и даже рядом стоит бензовоз, водитель которого утверждает, что просто не довез топливо до АЗС. Риск купить поделку здесь слишком высок», — отметил Стадник.
В случае, если вы оказались на незнакомой заправке, эксперт посоветовал подойти к «уголку потребителя» и посмотреть, есть ли там телефон «горячей линии», контакты владельца заправки, а также информация о том, что топливо проверяется при помощи мобильной лаборатории.
«Если внешний вид заправки не впечатляет, но заправляться на ней удобно из-за местоположения, можно взять пробы топлива и отдать в испытательную лабораторию. Анализ стоит не дешево, около 25 тысяч рублей, но на него можно скинуться с соседями или коллегами, которые заправляются там же», — посоветовал Стадник.
Также он порекомендовал сравнивать цены за литр со средней по другим заправкам. Слишком низкая стоимость в большинстве случаев свидетельствует о подозрительном происхождении топлива.
«Величина розничной наценки сейчас такова, что не позволяет «вольничать» с ценами на заправках. Как правило, в пределах края они изменяются в диапазоне плюс-минус 50 копеек за литр. И если цена значительно меньше, чем везде, стоит хорошенько подумать, прежде чем заливать такой бензин себе в бак», — добавил эксперт.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________