Одной из возможных причин крушения пассажирского самолета Boeing 737 авиакомпании «Татарстан», летевшего из Москвы в Казань, следствие называет некачественное топливо. «Прайм» решил разобраться, кто заправляет самолеты в московских аэропортах.
Всего в московский авиационный узел входят три аэропорта, из которых совершаются регулярные пассажирские рейсы — «Внуково», «Шереметьево» и «Домодедово». За 2012 год пассажиропоток аэропортов МАУ составил около 64 миллионов человек, а по итогам 2013 года он может вырасти на 10-14%.
Аэропортами «Шереметьево» и «Домодедово» в 2012 году воспользовалось примерно одинаковое количество пассажиров — на них пришлось 42% и 43% от общего пассажиропотока. Доля аэропорта «Внуково» — 15%.
Каждый из этих аэропортов имеет собственный топливо-заправочный комплекс и отдельное юридическое лицо, которое его обслуживает. При этом в аэропортах присутствуют и сторонние ТЗК, а нефтяные компании имеют возможность хранить и продавать свое авиатопливо «в крыло».
Авиакомпания «Татарстан», чей самолет разбился в воскресенье, совершает свои рейсы из аэропорта «Домодедово». У аэропорта есть собственный оператор по заправке воздушных судов — ЗАО «Домодедово Фьюэл Фасилитис» (Domodedovo Fuel Facilities).
«Заправка воздушных судов осуществляется из резервуаров, имеющих паспорт качества ТЗК с заключением о пригодности к заправке воздушного судна, прошедшего все стандартные процедуры и этапы подготовки и контроля качества. Аэропорт осуществляет хранение и заправку самолетов в соответствии с договорными отношениями с авиакомпаниями», — заявили «Прайму» в пресс-службе «Домодедово».
Также на территории Домодедово действует и оператор ЗАО «Шелл и Аэрофьюэлз» — совместное предприятие Shell Aviation и группы компаний «Аэрофьюэлз». Возможность заправлять «в крыло» имеют и другие компании — «Газпромнефть-Аэро», «ЛУКОЙЛ-Аэро», бывшая ТНК-BP и «РН-Аэро» (две последние принадлежат «Роснефти).
В октябре 2013 года в СМИ появилась информация о том, что структура «Роснефти» и холдинг «Новапорт» могут приобрести аэропорт «Домодедово». При этом «Новапорт» нацелился на терминалы, а нефтяная компания, возглавляемая Игорем Сечиным, на топливо-заправочный комплекс.
Во «Внуково» действует принадлежащее аэропорту ЗАО «Топливо-заправочный сервис». Кроме того, свою деятельность на территории аэропорта ведет, в частности, «ЛУКОЙЛ-Аэро» и «Газпромнефть-аэро». С начала 2012 года во «Внуково» должен был заработать альтернативный ТЗК, который обеспечил бы до 25% поставки топлива.
На территории «Шереметьево» заправкой самолетов топливом занимается ЗАО «ТЗК Шереметьево». По данным на конец октября 2013 года, на 74,9% эта компания принадлежала ООО «ТНК-Шереметьево». В октябре «Роснефть» консолидировала 100% ООО «ТНК-Шереметьево» и переименовала ЗАО «ТЗК Шереметьево» в ООО «РН-Аэро Шереметьево». Также в «Шереметьево» действует ТЗК, который контролирует «Газпромнефть-Аэро».
Наличие в аэропортах нескольких компаний, осуществляющих заправку самолетов, вовсе не означает, что они заправляются разным топливом. Так, источник РИА Новости в одной из топливо-заправочных компаний заявил в понедельник, что в аэропорту «Домодедово» все самолеты заправляют топливом из одной емкости.
В московские аэропорты авиационное топливо поставляется несколькими способами — по железной дороге и по трубопроводам. Московские трубопроводы и отводы от них к аэропортам принадлежат компании «Транснефтепродукт».
В 2007 году президент России Владимир Путин подписал указ о присоединении государственной компании «Транснефтепродукт» к «Транснефти», которая также контролируется государством.
В июле 2012 года вице-президент «Транснефтепродукта» Владимир Назаров заявлял в интервью сайту Neftegaz.ru, что для московского авиаузла в систему авиатопливо сдают Московский НПЗ и Рязанский НПЗ — это топливо идет в «Домодедово», «Внуково» и «Шереметьево». При этом Московский НПЗ сдает около 100% произведенного авиатоплива, а Рязанский НПЗ — около 70-80%. В совокупности по обоим заводам — это около 1,5 миллиона тонн в год, говорил Назаров.
Назаров также отмечал, что 50% топлива в аэропорты МАУ поставляется по трубам, еще 50% — по железной дороге: «Чуть меньше трубой, чуть больше железной дорогой». Кроме того, он утверждал, что другие заводы пока не могут обеспечить поставки керосина в Московский регион по трубам.
При этом Назаров косвенно подтвердил, что разные ТЗК в одном аэропорту могут использовать одно и тоже топливо. По его словам на момент интервью, «Транснефтепродукт» ждал необходимых разрешений, чтобы поставлять топливо в «Шереметьево» и в емкости «ТЗК Шереметьево», и в ТЗК «Газпромнефть-Аэро».
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________