Расхитителям нефти и производителям нелегального бензина перекроют краны. Обсуждается идея ввести регистрацию для мини-НПЗ, под прикрытием которых часто работают мошенники. Тогда можно будет отследить, где собственник завода берет нефть на переработку — легально покупает ее или подворовывает из нефтепровода.
Сегодня объем «серого» рынка нефтепродуктов составляет около 15 процентов от общего рынка топлива. Часто «левак» гонят из нефти, незаконно взятой из нефтепроводов.
«Прямой ущерб от незаконной врезки в трубопроводы оценивается в сумму от 600 миллионов до 2 миллиардов долларов в год, недополученные налоги — от 207 до 700 миллионов долларов», — говорит аналитик рынка Дмитрий Александров. Незаконные врезки в трубопроводы чреваты не только финансовым, но и серьезным экологическим ущербом. Ликвидация экологического ущерба стоит от 3 до 8 миллионов рублей на разлитую тонну нефти в зависимости от того, на грунте произошла утечка или на водной поверхности, оценивает Александров.
О масштабе бедствия говорят и другие цифры. Только за последние три года в этой сфере совершено 923 преступления и возбуждено 831 уголовное дело, но осуждены всего 135 человек, да и то в основном исполнители, а не организаторы, продолжает директор департамента «Транснефти» Михаил Морозов.
Почему так происходит? Есть статья Уголовного кодекса N 215-3 — умышленное повреждение или вывод из строя трубопровода. Но на практике воспользоваться ею сложно. «Все очень просто: ловят преступника, а он говорит: я не хотел повредить нефтепровод или вывести его из строя, я хотел просто подключиться. В результате давность действия по статье — 2 месяца и административный штраф», — приводит пример эксперт в области юриспруденции Юрий Шапошников.
«Сейчас решается вопрос о том, чтобы охрана нефтепроводов была поручена ведомственной охране компаний, чтобы они могли производить административное задержание, выписывать акты. А затем передавать нарушителей с объектов и охранной зоны нефтепроводов в соответствующие органы. Законопроект ожидает второе чтение, и мы надеемся, что до Нового года он будет полностью принят», — рассказал «РГ» Михаил Морозов. Еще одна проблема — попустительство муниципалитетов при передаче в собственность земельных участков в охранных зонах нефтепроводов. Подчас это делают без ограничений. «Это приводит к неконтролируемой застройке. Ставят заборы чуть ли не на нитке трубопровода, хотя надо отступить минимум 25 метров», — рассказывает заместитель вице-президента «Транснефти» Анатолий Демин. Махинаторы всеми способами завышают величину компенсаций при изъятии земель под прокладку нефтепроводов. Платежи вырастают в 2-4 и даже в 8 раз. «Очень часто бывает так, что как только мы планируем прокладку трубопровода, сразу начинается ленточная продажа земель вдоль проектируемой трассы, чтобы потом взять побольше компенсаций», — сокрушается Анатолий Демин. «Надо принять закон «О магистральном трубопроводном транспорте», — добавляет он. — Первое чтение он прошел в 1999 году, но с тех пор он «завис». И ускорить принятие техрегламента безопасности магистрального трубопроводного транспорта». А пока существует правовой вакуум, нефть потихоньку «утекает» из трубы налево.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________