“Роснефть” в консорциуме с Газпромбанком и “Совкомфлотом” может купить в рамках приватизации 31,2% одной из крупнейших мировых судостроительных корпораций — корейской Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering Co. (DSME). Сумма сделки оценивается в $0,9-1,9 млрд. Официально покупка пакета, скорее всего, будет объяснена технологическим сотрудничеством, но реально новые акционеры смогут передавать в Корею сложные заказы, опасаясь их срыва отечественными судостроителями, пишет “Коммерсантъ”.
В рамках визита президента Владимира Путина в Южную Корею “Роснефть”, Газпромбанк (ГПБ), “Совкомфлот” и DSME подписали меморандум о сотрудничестве при создании судостроительного кластера на Дальнем Востоке. Стороны договорились вместе закончить строительство новой верфи “Звезда” раньше намеченного срока — к 2016 году (по плану — 2018 год), хотя еще весной правительство констатировало отставание от графика на десять месяцев. Кроме того, партнеры создадут совместный инжиниринговый центр, который будет заниматься морской техникой для шельфовых проектов, а также “определили основные условия по обмену технологиями, локализации производства и размещению заказов”.
Но источники в российской делегации и знакомые с ходом переговоров говорят, что сотрудничество “Роснефти”, ГПБ и “Совкомфлота” с DSME может быть значительно шире. По данным собеседников, на переговорах обсуждалась идея участия российских инвесторов в приватизации 31,26% акций DSME из 50,3% акций, которые принадлежат государству. В частности, возможность покупки доли рассматривает “Роснефть”. “Могут быть разные варианты — с корейцами в рамках строительства “Звезды” также будут сотрудничать ГПБ и “Совкомфлот”, не исключено, что вместе с “Роснефтью” они составят консорциум, который купит пакет”,— говорит один из собеседников. Он уточняет, что такой вариант обсуждался на уровне президентов двух стран. По словам другого источника, есть вариант обмена акций DSME на акции судостроительного кластера на Дальнем Востоке. Приватизация запланирована на первый квартал будущего года.
В “Роснефти” сообщили, что работа с DSME будет “способствовать реализации проекта развития судостроительного кластера на Дальнем Востоке” и “иметь значительный мультипликативный эффект на смежные отрасли промышленности”.
Сейчас 31,26% акций DSME принадлежит государственному Банку развития Кореи, еще 19,11% владеет Корпорация по управлению активами Кореи, 1,22% — казначейские акции, остальные 48,4% — у частных акционеров. Часть акций компании торгуется на Корейской бирже и Люксембургской фондовой бирже. Южная Корея давно собирается продать госпакет в DSME, такие варианты рассматривались еще в 2009 году, но приватизация не состоялась из-за сложной экономической ситуации. Но источники говорят, что Корея “не рассматривала иностранных инвесторов как первоочередных претендентов на пакет, поскольку верфи DSME строят в том числе военные корабли”. По словам собеседников, в 2012 году Корея планировала выручить от продажи пакета 31,2% как минимум около 1 трлн южнокорейских вон, то есть около $932 млн по текущему курсу. Исходя из текущей рыночной капитализации DSME на Корейской бирже в 6,6 трлн вон, 31,2% стоят около 2 трлн вон, то есть порядка $1,9 млрд.
Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering — одна из крупнейших мировых и корейских судостроительных компаний. Ей принадлежит шесть верфей в Южной Корее, а также в США, Китае, Германии, Омане и других странах. DSME способна строить суда почти всех типов. Консолидированная выручка компании за 2012 года — на уровне $13 млрд, чистая прибыль — $163 млн.
DSME должна была стать партнером Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) при строительстве “суперверфи” “Звезда”, заложенной в 2009 году. Верфь будет строить шельфовую технику для “Роснефти”, Газпрома и Совкомфлота. Субхолдинг ОСК “Дальневосточный центр судостроения и судоремонта” (ДЦСС) и DSME даже создали СП ООО “Звезда-ДСМЕ”, в котором у корейской стороны 19,9%. Но в 2012 году стало известно, что DSME приостановила участие в проекте. В итоге сроки строительства были сорваны. В конце концов достройкой верфи решил заняться консорциум “Роснефти” и ГПБ. Скоро они получат ДЦСС в управление (помимо “Звезды”, консорциуму достанется еще пять верфей), а в 2014 году выкупят 75% минус две акции.
Источники среди судостроителей говорят, что покупка пакета DSME логична для консорциума “Роснефти”, ГПБ и “Совкомфлота”, “которые давно рассчитывали размещать заказы не только на отечественных, но и на иностранных верфях”. “Совкомфлот” уже строит свои газовозы на корейских верфях. “Строительство “Звезды” показывает, что компании следуют логике правительства и размещают свои заказы в России, покупка пакета DSME может быть объяснена получением технологий, но де-факто это даст возможность передавать технологически сложные заказы за рубеж, особенно если будет опасность их срыва российскими верфями”,— говорит один из источников. Собеседники добавляют, что потребности Роснефти, Газпрома и “Совкомфлота” значительно выше существующих и строящихся мощностей ОСК, поэтому “передача заказов за рубеж неизбежна”.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________