Российские нефтекомпании в октябре увеличили экспорт высокооктанового бензина, который последние два месяца держался на низком уровне из-за ремонтов на НПЗ и рекомендаций Минэнерго по накоплению запасов. Летом подобное увеличение экспорта привело к резкому росту оптовых цен, но сейчас, в период сезонного падения спроса на бензины, аналитики и участники рынка ничего подобного не ожидают.
«Башнефть» и «Газпром нефть» в октябре увеличили экспорт высокооктанового бензина, хотя сформированные ими запасы были ниже уровня, рекомендованного Минэнерго, следует из данных ЦДУ ТЭК. «Башнефть» за три недели октября вывезла 41,2 тыс. т высокооктанового бензина, «Газпром нефть» — 16,1 тыс. т, другими крупными экспортерами были «ФортеИнвест» (22,2 тыс. т) и «Газпром нефтехим Салават» (17 тыс. т). За три недели нефтяники экспортировали 101 тыс. т бензина, что уже выше сентябрьского уровня 90 тыс. т. Тогда экспорт высокооктанового бензина был самым низким в году: в августе было вывезено 102,7 тыс. т, в июле — 222 тыс. т.
При этом, согласно рекомендации ЦДУ ТЭК, отставание «Газпром нефти» от рекомендованного Минэнерго уровня резервов составляло на 22 октября 120 тыс. т. Эта рекомендация была дана по итогам заседания оперативного штаба 8 августа. К 1 сентября (началу ремонтов на НПЗ) все нефтяники должны были накопить 1,7 млн т бензинов, а до этого экспортировать только низкооктановый бензин, мало используемый в России. Накопление резервов было призвано остановить начавшийся летом резкий рост оптовых цен. За июль—август оптовые цены на АИ-92 в европейской части России выросли на 30% и превысили 35 тыс. руб. за 1 т. Одной из основных причин, как признавали участники рынка, было значительное увеличение экспорта. К середине октября цены снизились до 33,3 тыс. руб. за 1 т.
В «Газпром нефти» заверили «Ъ», что компания «полностью соблюдает рекомендации профильных ведомств в отношении резервирования нефтепродуктов», в «Башнефти» отказались от комментариев. Экспортные поставки в октябре проводились только на собственную сеть АЗС в Средней Азии, добавили в «Газпром нефти». Источник «Ъ» в другой нефтекомпании пояснил, что рекомендации Минэнерго касались только накопления резервов к 1 сентября, что и было выполнено. «Ремонты на большинстве НПЗ прошли, рынок становится профицитным, а экспортировать никто не запрещал»,— говорит он. «Пусть везут, топлива много, до мая по бензинам можно выдохнуть»,— считает собеседник «Ъ» в Минэнерго, добавив, что в любом случае речь идет о рекомендации, и за ее нарушение грозит максимум «моральное порицание». Ситуация на рынке бензина стабильная, согласен глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. По его мнению, «сходства с той ситуацией, что была летом, сейчас нет».
Львиная доля экспорта бензина идет в Центральную Азию, где рынок остается премиальным, но только для части российских заводов. По оценке Максима Назарова из Reuters, экспортный паритет (равнодоходная с внутренним рынком цена экспорта с учетом транспортировки и пошлин) здесь пока находится на уровне 32-33 тыс. руб. за 1 т бензина низких экологических классов. Но европейское направление экспорта для российских НПЗ сейчас почти закрыто из-за плохой конъюнктуры и высокой вывозной пошлины. «Емкость рынка Центральной Азии не безгранична, вряд ли получится за счет него увести все излишки с внутреннего рынка,— заключает эксперт.— Но отдельные НПЗ, нарастив экспорт в этом направлении, могут остановить падение своих цен на бензин».
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________