Меры, предпринимаемые Минэнерго РФ против роста цен на бензин на внутреннем рынке, вполне эффективны, но колебания цен могут происходить и в дальнейшем при сезонном росте спроса, считают опрошенные агентством «Прайм» эксперты. Ситуация на рынке далека от критической. Июльский рост цен носил временный характер, в целом по году рост будет в пределах инфляции.
В то же время эксперты отмечают недостаток мощностей по производству нефтепродуктов, из-за чего рынок остро реагирует на сезонные колебания спроса. Выполнение нефтекомпаниями обязательств по строительству и модернизации НПЗ позволит решить эту проблему.
Июль характеризовался достаточно быстрым ростом цен и снижением предложения на рынке, отмечает президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. «Министерство достаточно оперативно вмешалось в этот процесс, были проанализированы причины и были сделаны предложения по нормализации ситуации», — считает Аркуша.
По словам эксперта в результате на сегодняшний день наблюдается рост производства, снижение экспорта, также ведутся переговоры с Белоруссией об увеличении до запланированного уровня поставок нефтепродуктов в Россию, наращивается объем запасов топлива.
«Это все привело к тому, что рынок стабилизировался <...> Цены не падают, но и не идут вверх», — сказал глава РТС. «Ситуация не ухудшается, не могу сказать, что она стала идеальной, но она стабилизировалась», — подчеркнул эксперт. Он напомнил, что уровень цен связан, в первую очередь, с балансом спроса и предложения. «Если предложение увеличится, то цены будут снижаться»,- сказал он.
Содиректор аналитического отдела «Инвесткафе» Григорий Бирг также считает, что меры, предпринятые министерством энергетики, дали положительный эффект. «На мой взгляд это была временная ситуация и она будет решена временными мерами», — считает Бирг. По его словам, произошло совпадение таких факторов, как снижение объемов производства, увеличения экспорта и роста потребления внутри страны. Ситуация должна стабилизироваться, полагает эксперт.
В то же время, Бирг считает, что сокращение поставок нефтепродуктов из Белоруссии на рынок РФ не играло значительной роли в развитии ситуации. «Все равно здесь ответственны крупнейшие производители — «Роснефть», «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ , у которых значительные мощности по переработке и обширные интересы в торговле нефтью и нефтепродуктами за рубежом», — сказал он.
Эксперт отметил, что у этих компаний есть перерабатывающие мощности за рубежом и, соответственно, есть возможность сокращать переработку внутри страны, экспортируя нефть и наращивая ее переработку на своих заводах в других странах.
Министр энергетики РФ Александр Новак в интервью агентству «Прайм» отметил, что Минэнерго не считает необходимым запрещать экспорт бензина для насыщения внутреннего рынка.
«Считаем это излишней мерой. Нефтяные компании увеличили остатки топлива с 1,24 миллиона тонн до 1,48 миллиона тонн. Также компании сократили экспорт нефтепродуктов с 210 тысяч тонн до 50 тысяч тонн в месяц, тем самым наполнив внутренний рынок горючесмазочных материалов в достаточном объеме», — сказал Новак. По оценкам Минэнерго, существующие запасы топлива позволят пройти данный период без происшествий.
Эксперты считают, что в дальнейшем значительного роста цен не произойдет.
«По итогам года (рост цен — ред.) получим, в среднем, на уровне инфляции. То, что сейчас произошло, тоже не выходит за рамки инфляции. До этого цены падали», — считает Аркуша.
Как сообщал Новак, в результате мер, принятых Минэнерго России, в последнюю неделю наблюдается снижение цен на оптовом рынке: на Аи-92 — на 5,5%, на Аи-95 — на 6,5%.
«Розничная цена для конечных потребителей с начала года увеличились всего на 3-4%, что соответствует уровню инфляции. В июле на оптовом рынке цены действительно повысились, но это колебание носит временный характер. Так было и в 2012 году, что связано с сезонным увеличением спроса», — сказал Новак.
Эксперты считают, что колебания цен на бензин на рынке России будут происходить и в дальнейшем. Причиной вполне может послужить сезонный рост спроса. Производственные мощности НПЗ пока недостаточны.
«У нас рынок сбалансирован на грани, у нас нет запасов (производственных мощностей — ред.) на сегодняшний день. И пока не будут выполнены четырехсторонние соглашения о проведении коренной реконструкции заводов, к сожалению, у нас ситуация (будет) на грани постоянно», — сказал Аркуша.
«С этим можно побороться, только если у нас будет существенный избыток перерабатывающих мощностей. Много проектов, насколько я знаю, строительства НПЗ в России и в целом, возможна ситуация, при которой внутренний рынок будет насыщен», — считает Бирг. Эксперт считает, что сезонные колебания, даже незначительные, все равно будут, потому что так функционирует рынок. «Если спрос резко возрастает, то и цена должна вырасти, если предложение резко падает, то и цена растет. С этим ничего не поделаешь», — считает эксперт.
По данным Минэнерго, в настоящий момент прорабатываются 22 проекта строительства новых и расширения существующих нефтеперерабатывающих заводов.
Бирг отметил, что принятое ранее правительством решение о введении повышенной экспортной пошлины на бензин в размере 90% от пошлины на экспорт нефти в целом действенно и ситуация с поставкой бензина на внутренний рынок в дальнейшем будет улучшаться, по мере того, как компании будут реализовывать свои программы по модернизации НПЗ.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________