В начале прошлой недели на российских АЗС один из самых востребованных бензинов – Аи-92 – стоил менее 29 руб. за литр. К выходным этот психологический рубеж был преодолен, но самое скверное то, что топливо продолжает дорожать. Попытки же властей взять ситуацию под контроль пока не приносят желаемых результатов. Минэнерго требует от нефтяных компаний довести запасы бензина и дизтоплива до 1,7 млн. тонн, временно отказавшись от экспорта, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обещает провести расследование, установить причины и покарать виновных, если, конечно, таковые будут установлены, — пишет «Независимая газета».
Росстат должен опубликовать очередные данные о ситуации с ценами на автомобильное топливо в России. Едва ли цифры порадуют и рядовых автомобилистов, и чиновников Минэнерго. Бензин и дизтопливо дорожают с начала июля. На оптовом рынке цены взлетели примерно на треть. Розница с учетом переходящих запасов и поставок по старым контрактам среагировала с некоторым запозданием. Так, на 5 августа бензин на отечественных АЗС в среднем стоил 29,79 руб. за литр. По оценке Росстата, за неделю розничные цены выросли в среднем на 40 коп. (на 0,2–0,5%).
Согласно данным статистического ведомства, больше всего подорожал бензин марки Аи-95 – за неделю на 46 коп., и на 5 августа он обходился потребителям по 31,74 руб. за литр. Бензин Аи-92 (Аи-93) за этот же период стал стоить на 37 коп. больше – 28,81 руб. за литр. Аи-80 и дизтопливо прибавили в цене по 8 коп. – до 27 руб. и 31,13 руб. соответственно. Рост цен на АЗС зафиксирован в 66 регионах, и лишь в 17 стоимость автомобильного топлива осталась неизменной. Реакция Минэнерго не заставила себя долго ждать. В четверг замминистра Кирилл Молодцов провел третье за последние недели заседание штаба по мониторингу производства и потребления нефтепродуктов. Итогом мониторинга стала рекомендация нефтяным компаниям повернуться лицом к внутреннему топливному рынку. По информации агентства Прайм, производителей обязали к сентябрю создать запасы бензина и дизельного топлива в объеме до 1,7 млн. тонн. При этом они должны временно отказаться от экспорта. В свою очередь, ФАС намерена провести анализ факторов роста цен на нефтепродукты в России и подготовить прогноз на последние два квартала текущего года.
Эксперты сомневаются, что этих мер будет достаточно для стабилизации ситуации. СМИ подтверждают справедливость опасений, утверждая, что в настоящее время спрос на бензин и дизтопливо заметно опережает предложение в среднем во многих регионах на 10%. И предрекают уже в августе дефицит, если не увеличатся поставки из Белоруссии. Стоит напомнить, что, согласно двусторонним договоренностям, в 2013 году белорусские НПЗ должны поставить в Россию 3,3 млн. тонн. Однако пока ввезено лишь 630 тыс. тонн, то есть всего лишь около 20% от общего объема. Вопрос в том, насколько это может оказывать существенное влияние на российский рынок, учитывая, что отечественные НПЗ в год производят свыше 38 млн. тонн бензина и без малого 70 млн. тонн дизтоплива, экспорт же составляет незначительные величины.
Вице-президент Российского топливного союза Евгений Аркуша констатирует – цены на АЗС пошли вверх вслед за оптовыми ценами. Последние же выросли за июнь-июль почти на 20–30%. Розница, сохранявшая стабильность на протяжении 10 недель, просто не могла не отреагировать на происходящее. Впрочем, изменения пока не столь существенные. С начала года бензин для конечного потребителя подорожал примерно на 5%. И это при том, что зимой глава Минэнерго Александр Новак не исключал роста цен на топливо в пределах 12–13%, напомнил Аркуша. Не факт, что прогноз министра непременно сбудется, но предпосылки для дальнейшего роста розничных цен на бензин и дизтопливо, очевидно, сохраняются.
Бытует расхожее мнение, что нефтяные компании однажды привязали внутренние цены на автомобильное топливо к курсу доллара и теперь просто следуют этому негласному правилу. Однако Аркуша прямой связи между нынешним подорожанием бензина и начавшимся ослаблением рубля не усматривает. Большее доверие у него вызывает комплекс мер, предложенных Минэнерго, в числе которых насыщение внутреннего рынка путем увеличения производства топлива до плановых показателей, временный запрет экспорта, привлечение белорусского бензина. Кроме того, эксперт не исключил, что в сложившейся ситуации может быть принято принципиальное решение возобновить производство в РФ автомобильного топлива экологического класса ниже Евро-5.
Если слова Аркуши найдут подтверждение и отечественным НПЗ разрешат выпускать бензин класса Евро-3, то косвенно это может свидетельствовать о серьезности опасений правительства за основные показатели экономики РФ. Логика простая – затраты на топливо составляют до 20–25% себестоимости продукции. Таким образом, если не взять под контроль цены на бензин, то инфляция получит благодатную почву для резкого роста. По мнению главного экономиста Sberbank CIB Евгения Гавриленкова, эта классическая схема сейчас может и не сработать. «Подорожание бензина – следствие, но не причина сложившихся диспропорций, хотя, конечно, какой-то вклад в инфляцию это внесет», – убежден аналитик. Рост цен на топливном рынке РФ начался после достаточно продолжительного периода стабильности, отметил Гавриленков. Бензин объективно должен был подорожать в июле-августе хотя бы для того, чтобы наверстать инфляцию, которая на начало августа составила 6,5% в годовом выражении.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________