В рамках стратегии развития Транснефти до 2020 года, которую компания опубликовала в начале 2011-го, предполагается достройка существующих проектов нефтепроводов, а также смещение акцента в пользу строительства нефтепродуктоводов. Это объясняется инициативами правительства, направленных на стимулирование инвестиций в нефтепереработку, что, по мнению Транснефти, к 2020 году должно увеличить объем транспортируемых нефтепродуктов на 81,7% по сравнению с 2011 годом.
Для сравнения за аналогичный промежуток времени транспортировка сырой нефти должна возрасти лишь на 4,7%. Прирост протяженности нефте- и нефтепродуктоводов относительно существующей сети составит 2,64% и 12,02% соответственно.
Утвержденная инвестиционная программ Транснефти на 2013 год предполагает увеличение капитальных затрат на 49%, до уровня в 161,4 млрд руб., по сравнению с фактическими затратами в 108,3 млрд руб. в 2012 году. Стоит отметить, что прогнозные значения инвестиционной программы компании на 2014-2015 годы подразумевают ежегодный рост инвестиционных расходов в приделах 1%.
Несмотря на заявленный в стратегии развития до 2020 года акцент на развитии нефтепродуктоводов, в инвестиционной программе эта статья расходов занимает лишь 0,43%, в то время как запланированный объем проектов требует большего объема инвестиций. В частности до 2020 года предполагается строительство 2280 км линейной части нефтепродуктоводов, однако их протяженность в 2012-м по сравнению с 2011-м даже снизилась на 21 км. До 2020 года на эти цели планируется выделить 125 млрд руб. Нынешний объем инвестиций представляет лишь 5% от заложенного в программе.
Основной объем финансирования в размере 81,72% идет на постройку магистральных нефтепроводов. Здесь Транснефть имеет ряд проектов, которые позволят увеличить экспорт сырой нефти в восточном направлении: расширение ВСТО-1 и ВСТО-2, а также проекты, которые обеспечат ВСТО ресурсной базой за счет новых месторождений — Заполярье-Пурпе и Куюмба-Тайшет.
В связи с этим стоит напомнить о разногласиях между руководителем Роснефти Игорем Сечиным, который настаивает на создании экспортной инфраструктуры для обеспечения поставок значительных объемов сырой нефти в Китай за счет Транснефти, и Николаем Токаревым, который высказывал недоумение по поводу отсутствия согласований китайских поставок с Транснефтью.
Оставшиеся 17,84% объема финансирования должны пойти на реконструкцию и модернизацию существующих транспортных мощностей, что представляется целесообразным из-за большой степени их изношенности.
Строительство дополнительных нефтепроводов, рассчитанных на экспорт в Китай, идет вразрез с долгосрочной стратегией развития компании. Для осуществления новых строек Транснефти будет необходимо привлекать дополнительный капитал. Компания может пойти путем увеличения тарифов на транспортировку энергоносителя. Это будет означать, что эксклюзивное право Роснефти на экспорт в Китай будет финансироваться за счет других нефтяных компаний. Транснефть также может увеличить свою долговую нагрузку, что, вероятно, негативно скажется на цене акций компании.
Неопределенность по поводу будущих маршрутов поставок российской нефти в Китай, а также возможность девиации Транснефти от целей, заявленных в стратегии развития, будут оказывать давление на акции компании.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________