Российский рынок
|
https://www.oilexp.ru/news/russia/lukojl-uvelichenie-prisutstviya-v-bolgarii/7549/
|
Через три года ЛУКОЙЛ планирует вдвое увеличить свою долю на розничном рынке Болгарии, построив или купив 200 новых АЗС. На данные цели компания намерена потратить не менее 300 млн долл., а объектом поглощения вполне может стать давний партнер — болгарская Petrol с 450 заправками, 80 нефтебазами и тремя портовыми терминалами, сообщает РБК-daily
Согласно данным ЛУКОЙЛа, его доля на розничном рынке моторно-го топлива Болгарии на начало 2006 года составляла 17%. Количество АЗС под брендом компании равно 170. В 2001 году между местной Petrol и ЛУКОЙЛом был заключен договор о совместной деятельности, на начало 2006 года они контролировали 37% розничного рынка Болгарии. Petrol владеет 450 АЗС, 80 нефтебазами и тремя портовыми нефтетерминалами на территории страны.
С марта текущего года между российской компанией и Petrol шли судебные разбирательства: «ЛУКОЙЛ Болгария» требовала с болгарского холдинга около 60 млн долл. из-за «системного непогашения долгов со стороны контрагента по договору от 2001 года о продаже топлива и товаров, являющихся ее собственностью. В рамках дела даже были приняты обеспечительные меры в отношении 99 АЗС Petrol (их нельзя было отчуждать), также накладывался арест на часть акций компании.
В итоге болгарский контрагент выплатил «дочке» российской компании основной долг в размере 770 тыс. долл. При этом неизвестно, удалось ли ЛУКОЙЛу взыскать задолженность по основной деятельности Petrol в размере около 60 млн долл. Вчера в пресс-службе российской компании РБК daily сообщили лишь, что довольны итогами судебного разбирательства.
До начала судебной тяжбы с Petrol гендиректор «ЛУКОЙЛ Болгария» Валентин Златев заявлял, что компания рассматривает возможность покупки части активов у Petrol. Он указывал, что до 300 АЗС будет достаточно, иначе у холдинга могут возникнуть сложности с антимонопольным законодательством. Вчера же эти цифры в интервью болгарскому журналу «Капитал» подтвердил первый заместитель генерального директора «ЛУКОЙЛ Болгария» Николай Ивчиков.
По его словам, к 2010 году компания планирует увеличить свою долю на розничном рынке нефтепродуктов до 30%, для этого в течение 2007—2009 годов будет построено или приобретено 200 АЗС. Он оценил необходимые инвестиции в 300 млн долл. «Это вполне рыночная цена — около 1,5 млн долл. за заправку», — считает Тимур Хайруллин из ИГ «Антанта Капитал».
Со снабжением у ЛУКОЙЛа проблем не возникнет: в местном Бургасе расположен один из трех зарубежных НПЗ компании— «ЛУКОЙЛ Нефтохим Бургас». В прошлом году завод переработал 7,1 млн т нефти, после модернизации, на которую планируется потратить около 670 млн долл., мощность НПЗ составит 10 млн т. Предположительно, к этому же сроку ЛУКОЙЛ и увеличит свою сеть АЗС. Кроме того, за счет этих же мощностей планируется увеличивать и количество заправок в Турции с нынешних 15 до 500 в перспективе.
В апреле первый вице-президент компании Владимир Некрасов говорил, что к концу года количество АЗС ЛУКОЙЛа в Турции вырастет до 50—100: переговоры с местными операторами уже ведутся. При этом г-н Некрасов не исключал приобретение и нового терминала (в районе Анталии) для перевалки нефтепродуктов мощностью 20 тыс. т вдобавок к уже имеющемуся терминалу мощностью 10 тыс. т, соединенному с Измирским НПЗ.
Екатерина Кравченко из «Брокеркредитсервиса» не исключает, что суд и возможность приобретения ЛУКОЙЛом Petrol могут быть связаны между собой. «При этом всегда выгоднее приобретать уже готовые заправки, нежели строить новые, — не надо разрешительных и прочих документов», — говорит г-н Хайруллин. Всю Petrol г-жа Кравченко оценивает в 1,5 млрд долл.