Росимущество не планирует начинать приватизацию нефтепроводной монополии «Транснефть» в 2013 году, но сохраняет планы по продаже части госпакета до 2016 года, пишут федеральные и отраслевые СМИ со ссылкой на заявление замглавы Минэкономразвития и руководитель Росимущества Ольги Дергуновой.
Правительство в целях закрытия выпадающих доходов бюджета суммой 480 миллиардов рублей готовит сейчас дополнительный список объектов для приватизации в 2013 году. По данным Минфина, при нынешнем плане приватизации она принесет в бюджет лишь около 60 миллиардов рублей вместо заложенных в него 427 миллиардов рублей, поскольку для целого ряда активов выбран механизм допэмиссии, а не продажа госпакета.
«Транснефть» стоит в плане приватизации до 2016 года. План приватизации крупных активов, утвержденный правительством России в июне 2012 года, предусматривает сокращение государственной доли в «Транснефти» в период до 2016 года до 75% плюс одна акция. В настоящее время государству принадлежит 78% капитала компании (100% голосующих акций), привилегированные акции находятся у частных владельцев. Если в настоящее время для снижения доли государства в капитале компании до 75%+1 акция достаточно продажи 4% пакета, то с учетом планируемого внесения в уставный капитал компании построенных за счет Федерального бюджета трубопроводных активов в Татарстане, объем доступного для продажи пакета увеличится до 5%. При внесении в капитал «Транснефти» других принадлежащих государству трубопроводных активов, в том числе, как вариант, доли РФ в КТК, в настоящее время управляемой «Транснефтью», объем доступного для продажи пакета может вырасти до 10- 15%.
Сейчас Росимущество занимается подготовкой «дорожных» карт по приватизации. Напомним, что ранее О.Дергунова призвала в процессах приватизации уделять больше внимания интересам компаний, принимая во внимание их долгосрочную стратегию производственного и инвестиционного развития. В первую очередь это касается инфраструктурных госкомпаниях – «Транснефти», ОАО «РЖД» и НМТП.
Проблема приватизации российских госкомпаний состоит не столько в самой идеологии распродажи госсобственности, сколько в планах использования полученных от нее доходов. Необходимо компромиссное решение по как минимум двум противоречивым целям приватизации — получению бюджетных доходов и развитию приватизируемых компаний. Особенно в тех случаях, когда государство оставляет за собой часть собственности в них.
Другая явно нерешенная проблема отечественной приватизации на Московской бирже — масштаб инвестиций, которые готовы делать иностранные инвесторы. Вопрос привлечения пенсионных средств в возможность приватизации крупнейших компаний и привлечение пенсионных средств в целом для развития ликвидности финансового рынка сегодня более значимый вопрос, чем готовность или неготовность биржи.
Отраслевые эксперты в очередной раз отмечают тот факт, что проведение очередного раунда правительственных совещаний по вопросам приватизации госкомпаний регулярно сопровождается волной слухов и негативных информационных компаний. Целью этих акций заключается в оказании давления на руководство госкомпаний со стороны заинтересованных в ускорении приватизационных процессов игроков. При этом данных интересантов вовсе не интересуют инвестиционные программы госкомпаний и их социальные и иные обязательства.
Так, появление информации о приватизации пакета «Транснефти» совпало с медийным вбросом о фактах нарушений при строительстве трубопроводной системы «Заполярье—Пурпе».
Напомним, магистральный нефтепровод «Заполярье—Пурпе» (488 км) является второй частью трубопроводной системы Заполярье—Пурпе—Самотлор (для транспортировки нефти из ЯНАО и севера Красноярского края на внутренний рынок и на экспорт по ВСТО), первая часть которого Пурпе—Самотлор была введена в эксплуатацию в 2011 году. Завершить строительство Заполярье—Пурпе «Транснефть» планирует в конце 2015 года. По расчетам компании, стоимость проекта составит почти 200 млрд руб. На конец 2012 года по второй части были завершены основные подготовительные работы и построено 25 км.
Наконец, в нагнетании слухов вокруг приватизации «Транснефти» и раздувании скандала при строительстве нефтепровода реальными инициаторами могли быть также и нефтяники, озабоченные ростом стоимости строительства системы Заполярье—Пурпе, что скажется на тарифе на прокачку. Представители «Транснефти» напоминают, что удорожание проекта ( в 1,7 раза) привязано к реальным рыночным ценам на стройматериалы и услуги.
_____________________________________________________________________________________
Для участия в реальных торгах на площадке eOil.ru, необходимо пройти регистрацию.
Текущую информацию о ситуации на мировом и российском рынках смотрите на сайте: Статистика на OilStat.ru.
_____________________________________________________________________________________